Актуальные вопросы преподавания курса ОПК

Актуальные вопросы преподавания курса «Основы православной культуры»

Материалы с сайта Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ.

1. Чем вызвано появление изучения ОПК и в целом религиозных культур в современной российской общеобразовательной школе.
Школьное образование не может быть лишено устойчивой ценностной основы. При сохранении такого положения у школьников неизбежно вырабатывается легкомысленное и потребительское, утилитарное отношение к образованию, когда они учатся только ради аттестата или диплома, трудятся только ради денег, живут только ради удовольствий. Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения. Преподавание Православной культуры, других религиозных культур в рамках комплексного курса, а в перспективе в рамках новой предметной области духовно-нравственного содержания (группы учебных предметов по выбору) в школьном учебном плане имеет целью формирование мировоззрения, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.
2. Место модуля (предмета) Основы православной культуры в рамках экспериментального «комплексного курса».
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть учебных предметов или модулей по выбору семьи ребенка:
четыре предмета или модуля по религиозным культурам:
– православного христианства,
– ислама,
– буддизма,
– иудаизма
и два предмета или модуля нерелигиозного содержания:
– по светской (гражданской) этике («Основы светской этики»)
– религиоведению («Основы мировых религиозных культур» – сведения об основных традиционных религиозных культурах народов, подготовленные без участия религиозных организаций).
Периодически ставится вопрос: а не опасно ли делить детей по религиозной принадлежности или преимущественному отношению к определенной религии или нерелигиозной группе общества? Не вносим ли мы разделения в школьные и детские коллективы и даже, может быть, даём почву для возбуждения неприязни и вражды по религиозному признаку? Религиозные или шире – мировоззренческие различия существуют в обществе независимо от того, говорим мы о них в школе или нет. Рано или поздно дети начинают их замечать и осмысливать. И они их замечают и осмысливают ещё до школы, в семье, в детских коллективах. Так пусть лучше они это делают также и в школе, в рамках организованного и контролируемого школой, семьей, государством учебно-воспитательного процесса, а не стихийно, под воздействием различных, в том числе деструктивных факторов, «на улице».
Из формулы «я люблю своё» не следует необходимое дополнение в виде формулы «и ненавижу всё чужое». Так что Основы православной культуры, как и учебные предметы по другим религиозным культурам – это ещё и средство от экстремизма, основанного на невежестве. Человек, действительно любящий и ценящий свою духовную культуру никогда не пойдет громить другую культуру и её носителей просто потому, что они «другие». А вот люди, искусственно оторванные или сами оторвавшиеся от своих культурных корней от традиционной морали, духовные «босяки», гораздо более способны на такие мысли и действия. Это подтверждает и наша отечественная история.
Изучение основ религиозной культуры может многое предложить растущей личности не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных дарований и способностей, формирования целостной картины мира, самостоятельной ориентации в духовных вопросах. Одновременно, имеется и реализована тесная содержательная связь ОПК с другими предметами (модулями) комплексного курса, который преследует одну общую цель – воспитание ответственного, нравственного гражданина России. Содержание курса не только не противоречит общепризнанным в нашем обществе нравственным ценностям и нормам, закрепленным в Конституции России и законе РФ «Об образовании», но и оказывает положительное воздействие на их формирование у детей. Это воспитание российской гражданственности, патриотизма, любви к семье, природе, Родине, уважения к правам и законных интересам сограждан, других людей вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности и др.
3. Свобода выбора изучения ребёнком в школе православной культуры, других религиозных культур, нерелигиозной этики.
Комплексный курс ОРКИСЭ вводится в систему школьного образования как обязательный предмет, однако выбор одного из шести модулей для изучения осуществляют родители учащихся.
Может возникнуть такой вопрос: а зачем вообще все эти новые предметы, не только религиозные, но и нерелигиозные? Как быть, если родители, семья, не хотят, чтобы их ребёнок изучал любой из этих предметов? Получается, что всё равно изучение если не религиозных культур, так этики или религиоведения оказывается обязательным?
Да, эти учебные предметы (модули) в рамках комплексного курса, а в перспективе и в рамках новой предметной области в школьном учебном плане вводятся на элективной основе. Элективный предмет это предмет по выбору, но по выбору из определенного перечня предметов. То есть родители обязаны выбрать какой-либо один из предметов, не могут отказаться от изучения всех. Такое решение Министерства образования и науки связано с наличием убеждения у подавляющего большинства граждан, семей в нашем обществе, что какое-либо духовно-нравственное образование и воспитание в школе, так или иначе, необходимо, что без этого компонента общее образование не может достигать своей цели.
Введение «комплексного курса» и в перспективе новой предметной области духовно-нравственного содержания вводит в состав обязательной части школьной программы, учебного плана духовно-нравственный воспитательный компонент. Выбор системы духовно-нравственных ценностей, к которой приобщается ребенок в школе – за семьей, родителями несовершеннолетнего школьника и его самого по достижении им определенного возраста (в мировой практике от 14 до 18 лет, в нашей школе целесообразно со старшей школы, т. е. с 10 класса или 15-16 лет).
Родителям необходимо обдуманно сделать выбор того или иного предмета (модуля). Причем при этом выборе целесообразно руководствоваться исключительно своими внутренними убеждениями и потребностями, а не возможностями школы, рекомендациями или «советами» учителей, директора, или ещё чем-либо.
4. Правовые основы изучения религиозных культур, религиозного образования и воспитания учащихся на основе религиозных духовно-нравственных традиций в светской школе.
Заблуждением является мнение, что светский характер российского государства, якобы, препятствует преподаванию Православия в светской общеобразовательной школе с позиций его понимания в Церкви. Никаких подобных запретов или ограничений не существует. Современная российская государственная и муниципальная – светская общеобразовательная школа не является атеистической или безрелигиозной школой, где запрещено говорить о Православии так, как это принято в Церкви, среди православных. Иное означало бы фактически атеистическую цензуру на представление знаний о религии и Церкви в российской школе.
Другое дело, что разговор на уроке в светской школе о Православии как о «нашей» вере и традиции не может распространяться на всех несовершеннолетних учащихся без согласия их законных представителей – родителей, семьи ребенка. Но если такое согласие в той или иной фиксированной форме получено (в рамках эксперимента выбор модуля ОПК, в иных случаях индивидуальные или коллективные письменные заявления родителей), то учитель по ОПК имеет полное право, рассказывая о Православии, обращаться к учащимся с позиции: это наша вера, культура, наши ценности, традиции.
Очевидно, что ОПК должны преподавать учителя, являющиеся православными христианами по своему вероисповеданию. Учить основам православной культуры должны православные люди, светские учителя в светских школах, прошедшие подготовку с участием представителей или специалистов от Церкви, сознающие свою принадлежность к Церкви и получившие от церковной организации соответствующую формальную рекомендацию (конфессиональное представление или тому подобное).
5. Что означает выбор ОПК для учащегося и его родителей, семьи.
Православие является неотъемлемой частью истории и культуры русского народа, духовно-нравственным ядром русской культуры и поэтому никакое полноценное познание русской культуры и приобщение к ней невозможно без получения систематических знаний о Православии, истории и культуре Русской Православной Церкви. Поэтому даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которые оно хранит и которые являются актуальными в современности.
Русский народ фактически родился как историческая нация под Ликом Христа, и мы не преувеличим, если скажем, что Россия, которую мы знаем сегодня, от Балтики до Тихого океана создана, прежде всего, трудами и подвигами множества поколений православного русского народа. Поэтому и сегодня опора на Православие, отечественные традиции и культуру даёт возможность для формирования правильных ориентиров в процессах образования и воспитания подрастающего поколения.
Можно отметить также, что содержание учебного предмета по православной культуре в целом, и даже в узких рамках модуля и учебника по ОПК в составе комплексного курса «Основы религиозных культур и светской тики», имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и особенно историей России). Изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.
В собеседованиях, выступлениях перед родителями, избравшими для своего ребенка изучение ОПК, целесообразно указывать на то, что таким выбором семья фактически декларирует или свою принадлежность к Русской Православной Церкви или, по крайней мере, предпочтительное отношение к православной христианской традиции, культуре, ценностям. Во всяком случае, это означает согласие и желание, чтобы их ребенок изучал историю и традиции Православия, имел возможность свободно и добровольно приобщаться к православной культуре, традиции. Если семья, родители, не согласны чтобы их ребенок открыл свой разум и сердце для Христовой Истины, сохраняемой в церковной ограде, без чего немыслим никакой компетентный разговор о православной культуре и православное духовно-нравственное воспитание, то лучше подождать и не записываться на ОПК.
Родители школьника, избравшие для него изучение ОПК, должны сознавать, что это может потребовать от них помогать ребенку в освоении нового для него предмета, внимательно и бережно относиться к его чувствам и эмоциям, связанным с этим предметом, постараться уделить отдельное время на общение с ребёнком именно по вопросам изучения им Православия.
Также родители должны сознавать, что их обязанностью является выяснить и ясно представлять себе, кто и что будет преподавать их ребёнку по ОПК в школе. Надо ознакомиться с пособием, познакомиться и с учителем, который будет вести ОПК, выяснить его личное отношение к предмету, квалификацию, а при возможности уровень и качество знаний им православной христианской традиции. И если станет очевидно, что для учителя это просто дополнительная нагрузка, а сам он абсолютно равнодушен к Православию или будет вынужден «перебегать» по разным группам для преподавания ОПК, исламской культуры, этики и т.д. по очереди – надо заявить об этом директору школы и в епархию. И потребовать дать для преподавания ОПК подготовленного учителя именно по ОПК, кандидатура которого согласована с епархией.
Здесь особая ответственность ложится на церковные семьи, церковных родителей, которые могут и должны помочь другим родителям из своего класса или своей школы сориентироваться. При явных признаках того, что назначенный учитель по ОПК сам далёк от православной традиции, не разделяет основных ценностей Православия, тем более, если он выступает с антицерковных позиций, именно религиозная часть родителей должна в первую очередь добиваться его замены.
Родители могут потребовать, чтобы кандидатуры учителей ОПК (как и учителей по другим предметам, модулям) не назначались администрацией, а рассматривались и обсуждались в органах школьного самоуправления, на школьных советах, конференциях, по крайней мере, на родительских собраниях в классах, чтобы выбор таких учителей был согласован с родителями учащихся. На таких собраниях родители сами или с участием представителей епархии могли бы высказаться по предлагаемым кандидатурам учителей, принять или отвергнуть какие-то из них, предложить свои кандидатуры.
6. Роль родителей, семей, граждан в преподавании ОПК в рамках эксперимента и в целом в изучении православной культуры в школах.
Введение преподавания ОПК в рамках обязательной части школьной программы требует большей самоорганизации родительского коллектива в школах, а также взаимодействия епархии с родителями школьников.
Желательно постепенное формирование в каждом образовательном учреждении родительского актива из числа родителей школьников, выбравших для своих детей изучение ОПК.
Периодически желательно проводить собрания полномочных представителей родителей учащихся, изучающих ОПК от школ в округе, городе, регионе. На таких собраниях с участием руководства епархиальной комиссии по преподаванию ОПК могут обсуждаться вопросы:
– тематики и содержания родительских собраний в школах по вопросам проведения эксперимента, преподаванию ОПК;
– информирования родителей в школах о новых государственных и церковных документах, материалах по эксперименту и целом по вопросам преподавания ОПК в регионе, стране;
– поддержки родителями инициатив и предложений епархии по вопросам оптимизации преподавания ОПК в рамках эксперимента и др.;
– взаимодействия школ, учителей ОПК в данной школе с ближайшими церковными приходами;
– организации проведения мероприятий с целью подведения промежуточных итогов преподавания ОПК в рамках экспериментального курса;
– исследования епархиальной комиссией мнений родителей школьников о преподавании ОПК и других предметов комплексного курса, проведения анкетирований, опросов учащихся, учителей, родителей;
– ознакомления родителей с содержанием комплексного курса в целом и программой по ОПК, методическим обеспечением, новыми пособиями;
– обеспечения школы учителями по ОПК, качество их подготовки и участие в ней церковных представителей и специалистов;
– профилактики возникновения проблемных, конфликтных ситуаций в школах в связи с преподаванием ОПК и комплексного курса в целом и участия, в случае их возникновения, в их конструктивном разрешении и др.
Оптимальная модель церковно-общественного взаимодействия в процессе апробации комплексного курса, которую надо постепенно выстраивать, должна включать полномочного представителя родителей, выбравших для изучения ОПК в каждой школе, их объединение и координацию при кураторстве епархии на всех уровнях (район, регион). В составе епархиальной комиссии по ОПК и эксперименту также должны быть представлены родители.
Преподавание ОПК в объеме всего фактически менее 35 часов (учитывая общие уроки в начале и в конце учебника) в настоящее время создаёт проблемы, угрожающие достижению тех результатов эксперимента, которые ожидают от него семьи, сознательно избирающие ОПК, православное сообщество.
В числе проблем, о которых должны знать родители и совместно с епархиальными комиссиями стараться их преодолевать, следует выделить:
– размывание конфессиональной идентичности ОПК как самостоятельного учебного предмета по истории и культуре Русской Православной Церкви, сведение его к одному из разделов (модулей) фактически сравнительно-религиоведческого курса, не способного решать задачу духовно-нравственного воспитания детей (курс ОРКиСЭ сводится к одному из его модулей – по религиоведению);
– подмена цели преподавания ОПК: вместо изучения истории и традиций Православия в связи с мировоззренческим и культурным самоопределением, выбором семьи, приобщения ребёнка к духовно-нравственной культуре Православия, в чём и заинтересованы родители школьников – воспитание взаимного уважения представителей разных религий, культур и т.п.;
– подготовка учителей по всем модулям одновременно, а не полноценная подготовка учителей по каждому из предметов (модулей) отдельно, по религиозным культурам – обязательно с участием специалистов религиозных конфессий и на основе одобренных конфессиями программ подготовки;
– исключение из участия в апробации комплексного курса учителей, имеющих опыт преподавания ОПК, недопущение их к подготовке в качестве наставников (тьюторов) и непосредственно учителей ОПК в школах. Это фактически противоправные «запреты на профессию» по признаку отношения граждан к религии. Представителям епархий вместе с активом родителей надо противодействовать таким явлениям на местах;
– исключение церковных и светских православных специалистов от участия в разработке содержания образования по ОПК (прежде всего в материалах нового ФГОС общего образования) и содержания программ подготовки учителей в центре (в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) и некоторых регионах. Позиция Русской Православной Церкви состоит в том, что в преподавании ОПК могут использоваться только учебники, пособия, любые иные образовательные материалы, которые разработаны при участии организаций Русской Православной Церкви или успешно прошли в них конфессиональную экспертизу на предмет соответствия историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви. Любые другие пособия и образовательные материалы не рекомендуются для использования при преподавании ОПК. Церковь не может отвечать за их содержание, они могут не соответствовать образовательным целям преподавания ОПК, содержать искажённые сведения о Православии, нести вред духовно-нравственному развитию ребёнка в понимании православной христианской традиции. Родители должны быть предупреждены об этом, инициативно интересоваться тем, каким образом кандидатура учителя по ОПК согласована с церковными организациями, какие пособия для учащихся использует или планирует использовать учитель по ОПК, какие методические, вспомогательные пособия, материалы он использует или ему рекомендуют использовать для его подготовки.
Желательно предложить родителям, которые выбрали для изучения их детьми ОПК, взаимодействовать на постоянной основе с епархией по вопросам расширения преподавания ОПК в рамках существующих возможностей школьной программы. Епархия может принять участие в создании общественного объединения родителей (как и методического объединения учителей православной культуры) в рамках муниципального образования, региона, епархии. Всё это поможет развивать преподавание православной культуры в школах и за счёт ресурсов вариативной части Базисного учебного плана (в новом стандарте общего образования – части, формируемой участниками образовательного процесса), занятий дополнительного образования, воспитательных мероприятий, праздников православной христианской направленности для желающих участвовать в них семей, учащихся, учителей.
Помощь родителей, родительских объединений учителям в преподавании ОПК в школах может быть максимальной в проведении внеурочных занятий и внешкольных мероприятий.
8. Перспективы преподавания ОПК после завершения федерального эксперимента в 2011 г. и в процессе введения нового стандарта общего образования (ФГОС).
Православная общественность и Русская Православная Церковь выражают солидарное убеждение в том, что преподавание ОПК по выбору в рамках основной, обязательной части школьной программы перспективе должно быть обеспечено по всем годам обучения ребёнка в школе.
Это во многом будет зависеть от формирования у родительского сообщества устойчивого понимания того, что только опора на отечественные традиции и культуру сможет дать правильные ориентиры в образовании и воспитании молодого поколения в российской школе.
В качестве переходного этапа к полноценному изучению ОПК по всем годам обучения можно ввести преподавание религиозных культур и этики по выбору хотя бы один год на каждой ступени общего образования, например в 4, 7 и 10 классах в течение всего года, 1 учебный час в неделю. Такие предложения подготовлены и будут переданы в Министерство образования и науки РФ.
Промежуточные итоги эксперимента свидетельствуют, что преподавание религиозных культур по выбору одобряют большинство родителей. По данным опроса родителей во всех регионах-участниках апробации, проведённого по заказу Общественной палаты Российской Федерации в 2010 г. [11], в школах не фиксируются каких-либо конфликтов или противостояний на религиозной или национальной почве, более того – отмечается более благоприятная нравственная атмосфера. Главную цель введения новых предметов родители видят в духовно-нравственном воспитании ребенка, получении им систематических знаний о культуре и традициях своей семьи, своего народа. Одновременно большинство отмечает, что дети стали более внимательно и уважительно относится к вере, культуре, мировоззренческим особенностям своих товарищей, проявляют больше интереса к духовным вопросам и нравственной тематике. Лишь 1% из опрошенных родителей высказались за то, чтобы преподавание новых предметов ограничивалось только одним учебным годом. Организация постоянного взаимодействия Церкви, школы и родительского сообщества позволит успешно преодолеть все трудности и вернуть в нашу школу традиционное духовно-нравственное образование народов России, тем самым восстановить воспитательные функции школы, повысить уровень общественной морали в стране, обеспечить не только «самосохранение», но и возрождение нашего народа, устойчивое развитие Российского государства.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.