Крестное знамение

Работа показывает поэтапное комплексное исследование  и изучение истории возникновения и развития в христианской церкви определенных традиций и обрядов. На основе изучения исторических материалов, опроса респондентов,  дано описание возникновения крестного знамения и   современного отношения православной церкви к правильности совершения перстоналожения.

Введение

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть,
а для нас, спасаемых, сила Божия» (1Кор. 1:18).

В наши дни у людей все больше появляется возможностей не только узнать,  но и увидеть  и ощутить свою  истинную историю и культуру. Православная культура – бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой исток, без которого у России нет и не может быть  будущего.  Возносятся храмы, все слышнее голос православных пастырей, и многие люди в поисках за истинной и правильной веры, доходят до Православия.

Однако далеко не все знают об основных понятиях  и правилах, касающихся Христианства и Православной церкви.  Целью данной работы является исследование истории возникновения Кресного знамения и  важности правильного перстоналожения. Одними из задач ставятся следующие: изучение эволюции Крестного знамения, выяснение какое перстоналожение является более верным и почему для православных важно  крестится правильно.

Поставленные выше вопросы часто не знают даже многие из верующих людей, не один год посещающих храмы. Проводился опрос среди учащихся школы и взрослых: учителей и обслуживающего персонала. На вопрос о том, как нужно правильно креститься, правильно ответили среди учащихся 38 %, а среди  взрослых только 9% (приложение № 1). Больший процент правильных ответов среди ребят объясняется введением нового школьного предмета «Основы православной культуры».

Следующий вопрос оказался более сложным. Историю возникновения Крестного знамения знают из ребят 7%, а среди взрослых – 2 %(приложение № 2) . Нужно отметить, что большинство взрослых знают одну из причин раскола в истории русской Православной Церкви – это отмена двуперстного перстоналожения  и введение троеперстного патриархом Никоном в 17 веке. Это описано в учебниках школьного курса истории. Также в учебниках объясняется, что двуперстное крещение появилось якобы  в результате  сделанных ошибок при переписке  богослужебных книг. Что является неверным и на сегодняшний день доказанным учеными–историками.  О чем будет сказано ниже.

История перстосложения

История перстосложения

В христианстве нет более древнего обычая, чем крестное знамение, т.е. осенение себя знаком креста. В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «Путешествуя, и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы делаем – мы должны осенять свой лоб крестом». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».
Первоначальною древнейшею формою перстосложения для крестного знамения, которая употреблялась в первые века христианства и, по церковным верованиям, ведёт своё начало со времён апостольских, было единоперстие,- тогда знаменовались в крестном знамении одним перстом. За это имеется целый ряд несомненных свидетельств. Так св. Иоанн Златоуст говорит: “когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста… Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера”.

Св.Епифаний говорит о некоем знакомом ему православном муже Иосифе, что он, «взяв сосуд с водою собственным своим перстом напечатлел на нем крестное знамение». Заметим, в обоих случаях говорится об одном персте, коим следовало креститься. Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем блаженный Иероним, блаженный Феодорит, церковный историк Созомен и другие.
Знаменовали себя крестом в первые века христианства также иначе, чем теперь: указательным перстом изображали тогда крест обычно на челе или же на отдельных частях тела (на груди, например).

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

Крестное знамение в древней  церкви не было установлено четко и едино образно.  Первоначально крестили только лоб,[2] как указывает приведенная цитата из Тертуллиана. Существовало несколько традиций сложения престов:1)Никак ни складывать пальцы при совершении крестного знамени (такая практика до сих пор осталась в католичестве) 2)крестится одним перстом – указательным, выражая этим догмат единобожия. (такая практика осталась в древней коптской (африканской) церкви) 3)двумя – как старообрядцы, выражая веру в две природы Иисуса Христа. 4)тремя, собранными вместе, во исповедание св.Троицы.

Существуют  свидетельства в сирийском кодексе Раббулы[3] * шестого века, этот кодекс снабжен миниатюрами, изображающими как двуперстное, так и троеперстное сложение перстов.[4] Троеперстное сложение известно и на миниатюре «Венской Библии» 5 – 6 века. « Три первых простерты в верх, а два криние пальца пригнуты к ладони.»[5]

Появились они не  спонтанно и очевидно имеют под собою основания. Так единоперстие и троеперстие появляются с Первого Вселенского Собора, когда был выявлен догмат  единой божественной сущности  и троичности  в лицах. Двуперстие появляется после четвертого вселенского собора, когда был выражен  догмат о двух природах во Христе.

Впервые троеперстие  упоминается  в западной неразделенной церкви. Римский папа Лев четвертый (847 – 855гг.) говорит «Чашу знаменуйте правильным крестом, сжавши два пальца и большой внутрь загнувши, которыми Троица изображается».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Русские, а ранее и другие православные славяне, приняли от греков христианство в то время, когда, как мы видели, в Константинопольской Церкви двуперстие в крестном знамении признавалось единственно правильным. Церковные иерархи, присланные из Константинополя, передали русским весь греческий церковный обряд и чин. Понятно, что греки прежде всего научили их творить на себе крестное знамение таким же образом, как сами творили его в то время. А так как обязательным для православных греки считали тогда двуперстное перстосложение, то, конечно, и русских они научили знаменовать себя двумя перстами. Вот откуда и когда появилось на Руси двуперстие в крестном знамении. Спустя столетия, при Никоне, греки вновь пришли на Русь, принеся «справу» древних книг и церковных установлений, в том числе образа перстосложения.

Как правильно налагать на себя Крестное Знамение

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, грех этот называется кощунством.

Крестное знамение совершается христианином неторопливо и никак не маханием руки в воКрестное знамениездухе, но ОЩУТИТЕЛЬНЫМ прикосновением троеперстия ко лбу (освящаем наше сознание – ум и мысли), строго вертикально опускаем руку, прикасаясь к чреву (освящаем наше сердце и чувства), к правому, затем к левому плечу, чтобы освятить наши телесные силы и призвать Божие благословение на дела рук наших. Есть в Церкви знание, что бес подходит к человеку слева, поэтому, завершив изображение горизонтали креста ударом троеперстия в левое плечо, мы отгоняем беса.

Крестное знамение совершается правой рукой, что означает наше стремление к правоте, к честной жизни. Троеперстие (соединение трех первых пальцев воедино) символизирует нашу веру в Пресвятую Троицу. Складывая троеперстие, мы при этом безымянный палец и мизинец прижимаем к ладони. Эти два пригнутые перста символизируют нашу веру во Христа, символически напоминая о двух Его естествах – Божественном и человеческом.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д. Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”, выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово “аминь” – значит: истинно, правда, да будет так.

К сожалению, некоторые неправильно наносят на себя Крестное знамение, опрокидывая на себя Крест Христов, – это победное знамение Христово над диаволом. Тому бесы радуются. Приведенный  рисунок дает полное наглядное объяснение. (приложение № 1)

В священной книге “Псалтирь”, по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в “кратком изъявлении” – “о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец… подобает на себе знамение креста изображати” — “…полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, егоже касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, егоже достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, имиже знаменуются поперечне простертии концы креста, на немже распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенныя в концах во едино собра”.

Сила креста Христова

В древности, во время грубого язычества, крест был предметом всеобщего ужаса и отвращения. Это было орудие позорной казни: на крестах обыкновенно распинали тяжких преступников и рабов, и эта казнь считалась самою жестокою и позорною. Проклят есть от Бога всяк висяй на древе (Втор.21:23), – гласил ветхозаветный закон относительно распятых на кресте. Так было до того времени, когда крест послужил орудием страданий и смерти Спасителя мира. Единородный Сын Божий, явившийся в мире, чтобы понести грехи всего человечества, в Своей любви к человеку дошел до крайней степени самоуничижения. Вечное Слово, сияние славы Отчей и образ ипостаси Его, Он Себе умалил, зрак раба приим (Флп.2:7)… Мало того, он умер смертью самой позорною: смирил Себе, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (ст.8). И с тех пор крест изменил свое значение в глазах последователей распятого на нем Господа. Своею крестною смертию Божественный Искупитель приобрел для человека мир и оправдание, животворящие дары и общение Духа Святаго. На кресте совершилось спасение человека, предвечный совет исполнился, и слава Божия воссияла во вселенной. И с тех пор от креста воссияла благодать Божия. Потоки Божественной животворящей силы потекли на умерщвленное грехом человечество. И вот прежнее орудие позорной казни, предмет отвращения и ужаса, теперь сделалось для христианина предметом глубокого благоговения и почитания, как орудие спасения всего человечества. Вот почему св. Апостол Павел в кресте Христовом поставляет высшую славу и похвалу для христианина: мне же, – говорит он, – да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14).

Прообразы креста мы находим уже в Ветхом Завете. Патриарх Иаков крестообразно благословил детей Иосифа — Ефрема и Манассию (Быт. 48 гл.). Моисей начертал крест своим жезлом на волнах Чермного моря (Исх. 14 гл.). Из последнего примера мы видим, что крест имеет силу преодолевать даже законы природы. Есть и другие примеры, когда крестом “побеждается естества чин”… так, напр., св. мученица Василисса Никомидийская, оградив себя крестным знамением, стояла посреди пламени без всякого вреда; так, св. епископ Юлиан, начертав св. крест на чаше с ядом, выпил ее без всякого вреда. Крест есть и знамя победы воинской. Когда Амаликитяне напали на евреев, по исхождении их из Египта, Моисей, поддерживаемый священниками во время молитвы, крестообразно простирал свои руки, и Амаликитяне были побеждены (Исх. 16, 11). Св. Киприан Карфагенский объясняет, что израильтяне победили потому, что крестообразное простирание рук было прообразом креста Христова. Наиболее ясно была засвидетельствована победная сила креста Христова в видении Императора Константина Великого… блестящего креста на ясном небе со словами “сим победиши”.

Крест подает и исцеления. В Ветхом Завете прообраз креста — медный змий — исцелял от смерти всех ужаленных змеями, посланными Богом в наказание евреям за их ропот. Если прообраз креста обладал такой целительной силой, то насколько сильнее исцеляет сам крест Христов. Православная Церковь с древнейших времен до настоящего времени считает крест великой защитой от всякой заразы, как телесной, так и духовной. Вот почему ношение креста на груди началось у христиан с древнейших времен. Ношение креста на груди рассматривалось… 1) как исповедание себя христианином, и 2) как защита, для “отгнания всяких зол”. И до наших дней, на нательных крестах можно часто найти надпись… “Господи! Спаси и сохрани!” Освящая крестик, священник молится о том, чтобы он был “всякому, на себе носящему, защищение и соблюдение от всякого зла души и телу спасительное, и в умножение в нем духовных дарований и христианских добродетелей”, и был бы исполнен “силы и крепости к прогнанию и разорению диавольския козни, в защищение души и тела от лица враг видимых и невидимых и от всякого зла” (Дополнительный требник).

Крест есть великое непреоборимое оружие, поборающее все. Но надо уметь пользоваться этим оружием, этой силой. Ведь и обычное оружие (огнестрельное и холодное) м. б. бессильным в неопытных руках и даже опасным для самого носителя. Непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. Без веры и благоговения нельзя пользоваться силой креста и употреблять его как оружие, ибо это есть оружие святой правды Христовой. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением.

Однажды преподобный Серафим сказал: “Искушения диавольские подобны паутине: стоит на нее только дунуть, и она истребляется, так и против врага диавола стоит только оградить себя крестным знамением, и все козни его исчезают совершенно”. Правда ли это?

Однажды несколько мужчин привели с величайшими усилиями к тому же преподобному одну бесноватую женщину, которая всю дорогу неистовствовала, а потом упала и, закинув голову назад, кричала: “Сожжет, сожжет!”

Отец Серафим вышел из кельи и так как женщина не хотела открыть рот, насильно влил ей несколько капель святой воды. Все увидели, что в ту же минуту из ее рта вылетело как бы дымное облако. Когда же старец вслед за тем оградил ее крестным знамением и с благословением сотворил над ней святую молитву, бесноватая очнулась и сама начала молиться и не стала чувствовать прежней болезни.

Еще о крестном знамении. Однажды преподобный Антоний Великий, споря с бесами, говорил: “Если что можете со мной сделать, делайте, если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера в Бога для меня непреоборимая стена есть”.

Тот же святой отец так однажды поучал братию: “Иногда бесы не в состоянии бывают смутить наших помыслов и мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом крестном знамении исчезают”.

Некогда священномученик Киприан спрашивал беса: “Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?” Бес отвечал: “Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него; как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит”.

Святой же Кирилл Иерусалимский говорит: “Крестное знамение есть знамение для верных и страх для злых духов”.

Все эти примеры подтверждают слова преподобного Серафима, что против врага-диавола стоит только оградить себя крестным знамением, как все козни его исчезают. Поэтому мы как можно чаще должны с благоговением ограждать себя крестным знамением, как спасительным и самым действенным оружием против внутреннего тлетворного змея, с горячей молитвой о том, чтобы Господь помог нам явиться его победителями. И молитва нам такая крайне необходима, ибо, по слову Спасителя: Он был человекоубийца от начала.

Как свидетельствует церковная история, Господь неоднократно посылал своим праведным чадам перед ответственными их деяниями видение Креста, укрепляя их веру и силы для предстоящего подвига. Святому Константину Великому, первому христианскому императору, еще когда Константин был язычником и готовился к войне с врагом христиан Максенцием, имевшим более сильное войско, Господь показал в небе сияющий Крест, и прозвучали слова «Сим победишь!». Константин поверил, изобразил святой крест на знамени и велел войску начертать кресты на щитах и шлемах, двинулся на сильнейшего врага, победил и затем сделал Римскую империю христианской.

Заключение

Со временем все в Православии развивалось: и богослужебные чины, и устройство храмов и способы осенения себя Крестным знамением. Неверно говорить о том, что крестится одним перстом или двумя неправильно по сравнению с троеперстным.  Но вся полнота мистического смысла крещения ясно выражена только в троеперстном наложении.
Из выводов проф. Голубцова о перстосложении:

  1. «Единоперстие было древней, в течение целых веков существовавшей и значительно распространённой формой перстосложения. Древние любили изображать на себе крестное знамение одним перстом, т.к. это было и удобно при возложении малых крестов… и наглядно показывало единство Божие многобожникам, а им самим напоминало один из главных догматов христианства.”
  2. “Двуперстие, по заключению наших и иностранных учёных… появилось в христианской Церкви в связи с христологическими спорами.” (т.е. в 5 веке). “Когда монофизиты стали смотреть на единоперстие… как на символическое, наглядное выражение своего учения о единой природе во Иисусе Христе, тогда православные, вопреки монофизитам, начали знаменоваться двумя перстами, исповедуя тем два естества во Христе” (стр. 243).
  3. “Споры… о Св. Троице, как известно предшествовали христологическим, отсюда вытекает, что троеперстное крестное знамение должно было появиться ранее двуперстного” (стр. 244), т.е. в 4 веке.
  4. “Многоперстное и единоперстное крестное знамения могли одновременно существовать в христианской Церкви, не вытесняя и не исключая друг друга.” (стр. 243).

Подводя итог данному сообщению, можно отметить, что знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является не только древнейшим, но и одним из важнейших христианских символов. Его совершение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Много веков назад Иоанн Златоуст увещевал нас задумываться над этим следующими словами: «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, – писал он. – Вы должны делать это с верой».

Святые православной церкви предостерегают от невнимательного и легкомысленного нанесения крестного знамения. Изображение на себе креста должно получаться правильным: ни в коем случае ни косым (поперечная перекладина изображаемого креста  ровная и строго горизонтальна) и не перевернутым.

Небрежным крестным знамением мы показываем свою непочтительность к Богу, этот грех называется кощунством. «Крестное знамение есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда; это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». Св. Кирилл Иерусалимский.

 

Список использованной литературы и источников

 

  1. “Чтениях по церковной археологии и литургике” (СПб, 1995 г.) проф. А.П. Голубцов
  2. Библия.
  3. Н. Е. Пестов. Освящение обстановки. “… Стан твой должен быть свят” (Втор. 23, 14). М., 1998.
  4. http://www.sedmitza.ru/text/439627.html
  5. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=465
  6. http://www.krotov.info/history/makariy/makar486.html

Author: adm_opk

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.