Нравственный подвиг учителя 2014

Воспитанию духовности через интерактивное восприятие

Введение

Православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Россия велика и славна не только своими грандиозными победами. Ведь они  стали бы не возможны без высочайшего духа, воспитанного в родном Отечестве.

Россия велика, прежде всего, своей культурой. Вот где фундамент и опора государственности! Одна из главных задач курса основ православной культуры – это формирование чувства патриотизма и любви к своей Родине. Корень этих чувств лежит в познании   своей государствообразующей  культуры. Без понимания ее  мировоззрения, без знания ее ценностей трудно понять, что двигало людьми совершать великие дела и подвиги во славу Отечества в нашей истории.  Так как наши дети  это будущие строители нашего Отечества, то и каким оно будет, в том числе зависит  от нас, учителей; от того насколько мы сможем им передать богатство нашей культуры, насколько мы   научим любить и беречь ценности и традиции своей страны.

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания на уроках основ православной культуры через использование интерактивных технологий.

Задачи:

  1. Разнообразить формы проведения занятий, стимулируя познавательную деятельность учащихся.
  2. Формировать представление об «общечеловеческих» ценностях, вечных идеалах Истины, Добра и Красоты, Жизни, Любви.
  3. Воспитание чувства любви к Родине, уважения к традициям, культуре народа.
  4. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Каждый, наверное, учитель задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок ярким, интересным и динамичным? Как увлечь ребят? Как создать на уроке ситуацию успеха для всех учеников?». В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика.  Задача современного педагога в том, чтобы ребята на уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном у каждого учащегося уровне успешности. [1]

Что такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эта смысловая нагрузка была вложена в термин «инновационное» в конце прошлого века, и намечены основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. [2]

 

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Предметы ОПК и ОРКСЭ хорошо обеспечены электронно-образовательными ресурсами.

Для улучшения восприятия учащимися тем урока применяются собственные разработки в технологии мультимедиа. Применение мультимедийных учебников, собственных разработок на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.

Духовно-нравственное воспитание требует более тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков; использования мультимедийной продукции, красочного иллюстративного материала и  фрагментов музыкальных произведений.

На уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Также интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Объяснительно-иллюстративный метод повышает познавательную активность учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.

На всех этапах урока можно использовать компьютерные технологии, как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. Чтобы включить детей в активную деятельность на уроке, используются различные методы и приёмы применения информационных технологий.
Этот вид работы носит творческий и индивидуальный характер.

В современное время учитель располагает значительным арсеналом мультимедийного оборудования. И оно должно быть использовано по максимуму своих возможностей. Большие возможности для осуществления этих целей предоставляют интерактивные доски.

Интерактивная доска  – комплекс оборудования, позволяющий учителю  сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, а также более эффективно осуществлять «обратную связь».

Учащиеся с помощью интерактивных досок воспринимают информацию через следующие каналы: текст, звук, видео, анимация, графика.

Согласно основателю школы терапевтической психологии Уильяму Глассеру мы воспринимаем информацию следующим образом:

10%  из того, что мы ЧИТАЕМ;

20%  из того, что мы СЛЫШИМ;

30%  из того, что мы ВИДИМ;

50%  из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ;

70%  из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими;

80%  из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично;

95%  из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще.

При правильном использовании интерактивной доски можно выйти на максимальный уровень восприятия и усвоения тем уроков учащимися.

Пока в настоящее время недостаточно много существует разработок уроков  для интерактивной доски. Объясняется это несколькими причинами:

– Трудность в освоении программных средств и их переноса на другие компьютеры из-за закрытых лицензий, не всегда позволяющих установить на домашний компьютер учителя;

– Разные программные обеспечения для интерактивных досок разных фирм;

– Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока. [3]

Интерактивные доски  позволяют изменить преподавание и обучение в следующих направлениях:

  1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование специального программного обеспечения в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
  2. Активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.
  3. Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

Учитель может использовать доску для того, чтобы сделать представление идей более увлекательным и динамичным. Применение интерактивных заданий позволяет учащимся теснее взаимодействовать с новым материалом, а также является ценным инструментом для педагогов при объяснении абстрактных идей и концепций.

На доске можно легко менять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, поэтапно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

При  использовании разнообразных динамических  ресурсов у учащихся улучшается мотивация, занятия делаются увлекательными и для учителя, и для учеников.

В работе с интерактивной доской можно сразу проверить знания учащихся. Правильные вопросы  развивают дискуссию, позволяют ученикам лучше понять материал. Эффективность проверяется сразу. Как только даются материал, он сразу контролируется и закрепляется. Учащиеся ранее не проявлявшие особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать к интерактивной доске.

Педагог, используя различные задания,  может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы заранее подготовлены и  доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

На такой доске можно легко перемещать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять области и добавлять цвета. Также  тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в нужные моменты урока. Преподаватель и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание. [3]

Урок  должны формировать у школьников определенный опыт «проживания», «прочувствования»  таких ситуаций, чему следует уделять необходимое место в ходе занятия с помощью специально продуманной системы заданий, в т.ч. – интерактивного характера.

В выборе формы  организации деятельности на уроке   важно помнить, что урок ОПК – личностно-ориентированный, что в основе его – принцип диалога, отношения с учеником  не просто межсубъектные, а доверительные, искренние.

Уроки основ православной культуры должны быть проблемными и диалоговыми. Урок основ православной культуры не совсем обычный и заметно отличается от уроков других предметов. И пространство диалога особенно важно и необходимо именно на этом уроке. Диалогическое взаимодействие строится по определённым законам, у него есть логически обоснованные этапы согласно утверждению доктора педагогических наук, профессора, зав. лабораторией воспитания нравственно-этической культуры НИИ семьи и воспитания РАО Шемшуриной А.И..

 Использование интерактивных технологий на разных этапах урока

Рассмотрим, за счет чего происходит это повышение эффективности урока на примере различных его этапов.

1 этап – Подвод учащихся к теме урока.

По требованиям Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) учащиеся должны быть подведены учителем так, чтобы они сами называли  тему урока, занятия. Можно это делать в различных кроссвордах, показом видеоролика, фотографий, рисунков,  прослушиванием аудио и т. д. Также это может быть сделано с помощью разных средств: интригующих вопросов, дилеммы, суждения предложенной для анализа ситуации, незаконченного сюжета и т. п..

В необходимых случаях применяется проблемное построение изложения учебного материала, когда преподаватель не просто сообщает закономерности, выводы, правила, но и воспроизводит в какой-то мере путь их открытия.

На примере урока «Святой заступник Руси – Сергий Радонежский» учитель вначале создает проблемную ситуацию для учащихся, задавая вопрос:  «Что нужно сделать, чтобы стать настоящим защитником Родины?». Но перед этим педагог выдерживает паузу, пока учащиеся смотрят на слайде картину русских богатырей перед Куликовской битвой. Вопрос может быть скрыт инструментом «Шторка» на интерактивной доске или появиться по щелчку мышки в презентации Microsoft Office Power Point.

Ученики рассуждают, высказывают своё мнение. Учитель подытоживает, что для этого нужно многому учиться, тренироваться,  преодолевать трудности, испытания, должна быть готовность пожертвовать своей жизнью во имя защиты Родины, а это невозможно без большой силы воли. Перед словом «воли» педагог делает паузу, учащиеся называют его сами.

Следующий вопрос уже более серьёзный и вплотную подводящий к теме урока «А каким человеком нужно быть, чтобы стать Заступником Отечества на все времена?». Ученики рассуждают, учитель отмечает, что для этого нужно быть Святым человеком и объявляет тему урока «Святой заступник Руси – Сергий Радонежский». Учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.

2 этап –  Открытие новых знаний.

Полезным приемом является ведение словарика понятий и терминов. В классическом уроке учитель диктует новые слова и их понятия  учащимся для записи. Доказано,  что результат запоминания может быть лучшим, когда ребята сами найдут значения этих слов. Можно использовать следующий приём. На столах у учеников задание с заранее вырезанными   словами и их понятиями. На экране задание продублировано. Учащиеся, работая попарно, должны правильно соотнести слова с их значениями, следуя цветовой подсказке. После то же самое они выполняют на интерактивной доске.

Далее учитель создаёт следующую проблемную ситуацию для учащихся, задавая вопросы: Как вы думаете, ребята, легко ли жить в глухом лесу одному человеку?   Терпеть голод, холод? И так долгие годы, при этом беспрерывно служа Богу. Дети отвечают. Учитель рассказывает, как Сергий поселился один в лесу. На экране меняются фотографии леса, иллюстрации картин до фотографий соверменной Троице-Сергиевой лавры.

Следущий, побуждающий к диалогу вопрос  учителя: Как вы думаете, что позволяло Сергию выдерживать такие испытания? Учащиеся отвечают. Учитель подводит их к итогу что для этого нужна не просто большая сила воли, а великая ещё точнее величайшая сила _______(на слайде слово «Духа» учащиеся складывают сами из расположенных внизу букв).

На этом этапе учитель широко опирается  на ранее усвоенные учащимися знания, их опыт. Изложения учебного материала строится таким образом, чтобы оно было объяснением, т. е. не столько повествованием или рассказом, сколько рассуждением. Происходит широкое привлечение учеников к анализу предлагаемых явлений, процессов, фактов, подведение их к соответствующим формулировкам и выводам, избегая при этом предложения готовых определений. Технологии проблемно-диалогического обучения в комплексе с мультмидийными возможностями позволяют учащимся более эффективно и самостоятельно «открывать» знания.  [4]

3 этап – Закрепление и проверка полученных знаний.

На современном уроке предполагается использование игровых технологий. Игра способствует формированию волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, усидчивости, оперативности, быстроте реакции, развивает логическое мышление, творческие способности, сообразительность. Она способствует регуляции поведения, т.е. ребёнок привыкает к сознательному управлению своей деятельностью. Игра воспитывает коллектив.

В игре на уроке можно выделить следующие функции:
– формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
– формирование собственно учебной деятельности ребёнка;
– формирование общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;
– формирование навыков самоконтроля и самооценки;
– формирование адекватных взаимоотношений освоения социальных ролей

На этом этапе следует практическая работа учащихся –  сборка пазлов картинки-схемы  кем является святой преподобный Сергий Радонежский для православных людей. Учащиеся работают попарно с зараннее подготовленым учителем заданием.  Техника производства пазлов проста: выбирается рамочка, в пределах которой будет помещаться картинка, она наклеивается на картон, а затем разрезается. Это же задание продублированно на интерактивной доске. Сейчас доступно множество интернет-ресурсов для создания пазлов из любых загружаемых картинок или можно воспользоваться специальными программами как PuzzleWizard и Jigs@w Puzzle.

Составлением пазлов мы добиваемся погружения учеников в изучаемую тему. Ученик вспоминает учебный материал не только в образе печатного текста, но и визуальных объектов, которые он должен реконструировать. Следует отметить, что на уроках основ православной культуры не каждое изображение может подходить для составления пазлов. Например недопустимо использовать изображения святых на иконах и картинах.

Одним из важных моментов в закреплении и усвоении знаний  является аналитический этап. Здесь целесообразно оценивать итоги обучения, воспитания, развития учащихся. Важным значением оценочно – аналитического компонента урока является  обогащение субъективного опыта учащегося культурными образцами человеческого опыта; формирование учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания; проявление самостоятельности, инициативы, творческих способностей учащихся. Также целесообразно анализировать и оценивать не только конечные результаты выполнения учеником учебных заданий, но и сами работы над ними.

Информационные технологии позволяют учителю организовывать объективный и своевременный мониторинг самоконтроля и контроля знаний учащихся через выполнение ими компьютерного самоконтроля по каждой теме, которые  «привязаны» к каждой теме. С помощью этих технологий учителем идентифицируются допущенные ошибки всеми учащимися класса в целом, что  помогает определить что нужно повторить, как составить индивидуальные задания для повторения не выполненных вопросов для конкретных учащегося.

Духовно-нравственное развитие учащихся происходит главным образом в процессе обучения. Учителю необходимо создавать условия для формирования  мотивации к нравственному выбор у школьников.  И для этого более продуктивен системно-деятельностный подход, важно включить учащихся в процесс осознания и переживания нравственных ценностей. [7]

После просмотра видеороликов ученики так же выполняют задания. Задания подобраны так, чтобы они способствовали анализированию.  Они сформированы таким образом, чтобы так же соответствовать финальной цели, поставленной учителем.

Если учащиеся учатся  истолкованию событий с позиций духовности и нравственности, то за основу берутся заповеди. И учащиеся легко могут анализировать предлагаемые задания, объясняя поступки героев именно с этих позиций.

Примеры заданий после просмотра притчи о блудном сыне на уроке «Совесть и раскаяние».

Учащиеся выполняют задания на заранее розданных карточках. Звучит фоновая музыка (песнопения).  Проверка выполнения заданий после на экране интерактивной доски.

 

Вопрос к учащимся: Какое качество из них самое главное? Самое главное – это Любовь. Без любви покаяние невозможно. Без любви человек впадает в отчаяние.

Ребятам  предоставляется возможность слушать, читать, смотреть и обсуждать сюжеты из притч. Они делают выводы и сами для себя учатся жить правильно.

Заключение

При формировании нравственных и духовных ценностей у ребят большое значение имеет внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных технологий, способствующих более свободному, живому восприятию предметов, связанных с духовно-нравственной направленностью.

Все рассмотренные инновации приемов в организации учебного процесса при использовании информационных технологий позволяют решить следующие задачи:

  • усилить прочность усвоенных знаний
  • усиление прочности сохранения знаний
  • организацию системы своевременной объективной проверки правильности понимания учащимися изучаемого материала
  • обеспечение основных компонентов индивидуализации обучения, контроля и самоконтроля
  • обеспечение реализации форм обучения.

 

Разнообразные виды деятельности учащихся на уроке, использование элементов новых технологий способствует развитию познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу, стимулируют учащихся к активной мыслительной деятельности.

Конечно же доска не может заменить учителя. Это удобный инструмент, который при правльном использовании позволяет добится большей эффективности усвоения учебного материала учащимимя.  Восприятие записанного на доске текста отличается от восприятия произнесенного человеком текста, в который вложены эмоции и чувства. Когда ученик читает материал, а на доске в это время появляется текст, то у ребенка сразу развивается несколько видов памяти. При работе с интерактивной доской можно использовать различные информационные объекты: фото, видео, модель, интерактив, рисунок, анимация, текст, звук.

На подготовку интерактивного урока необходимо немало времени. Но далее эти технологии будут развиватья. На сегодняшний день существуют разработки специальных программ, которые облегчают жизнь педагогам, предлагая большие коллекции картинок, а также подвижных рисунков по всевозможным темам и предметам, которые придают занятиям больше интерактивности и наглядности. Когда  будет создана общедоступная база интерактивных уроков и их «строительных элементов», то подготовить такой урок можно гораздо проще, что также снизит количество приложенных учителем усилий.

Уроки православной культуры должны быть творческими, нести добро,  способствовать обретению учащимися положительного  нравственного опыта, пробуждать желание различать и  пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников. А для этого все средства, которые есть у учителя, небходимо использовать на все 100 %.

Задумаемся над словами русского педагога – христианина Константина Дмитриевича Ушинского: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию».

 

Приложение № 1

Урок

Святой заступник Руси – Сергий Радонежский

Цели:

Метапредметная: познакомить с житием Преподобного Сергия Радонежского; заложить интерес к изучению истории своей страны и православной культуры, научить применению полученных знаний в курсе изучения общеобразовательных предметов.

Личностная: через обсуждение и анализ текста заложить в сознание детей  добродетель как основу морально-нравственного поведения, способствовать формированию любви и внимательного отношения к окружающим людям и пространству;

Коммуникативная: способствовать развитию мыслительных процессов через речевую деятельность и анализ текста жития святого;

Регулятивная: в процессе совместной деятельности учителя и учащихся способствовать приобщению к морально-нравственным ценностям, стремиться к саморегуляции поведения и  самоанализу своих действий и поступков с точки зрения духовного развития личности ребенка младшего школьного возраста.

Оформление:
– презентация «Сергий Радонежский»

Оборудование:

  • Электронная доска, компьютер
  • У детей: схемы для заполнения.

План проведения:

  1. Организационный момент:
  • приветствие гимнастика мозга (поможем себе настроится на работу,

На экране вопрос детям:

Что нужно сделать, чтобы стать настоящим защитником Родины? (слайд 1)
Дети отвечают.
Учитель отмечает, что для этого нужна большая сила воли.

А каким человеком нужно быть, чтобы стать её Заступником на все времена? (слайд 2). Обсуждение.
Объявляется тема урока: Святой заступник Руси – Сергий Радонежский (слайд 3)

В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Учитель:  Но прежде чем  подробно узнаем о нем мы пополним наш словарик. (на экране слайд 4). На столах дети открывают конверт № 1. Выполняют задание. Проверка задания на экране.
(Слайд 5) Учитель: Как вы думаете, ребята, легко ли жить в глухом лесу одному человеку?   Терпеть голод, холод? И так долгие годы, при этом беспрерывно служа Богу. Дети отвечают.

Учитель рассказывает, как Сергий поселился один в лесу.
(Слайд6)  Учитель: Как вы думаете, что позволяло Сергию выдерживать такие испытания? Учащиеся отвечают.

Учитель отмечает, что для совершения подвига необходима великая сила духа. А для их множества величайшая.

Учитель: Со временем Терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.(слайд 7).
Учитель рассказывает о подвигах Сергия Радонежского (слайд 9-15)
Трудолюбие
. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, плотничал.

 Смирение. Святой всегда носил ветхую и простую одежду, так что многие не узнавали его и считали за простого инока.

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!»

Святой всегда носил ветхую и простую одежду, так что многие не узнавали его и считали за простого инока.

Чудотворение. Еще при жизни удостоившись дара чудотворений, игумен Радонежский воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал сына умершим.
Милосердие. Он бескорыстно привечал странников, ухаживал за больными, помогал нищим и обиженным.
Патриотизм (любовь к Родине). Просмотр видеоролика. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и, согласно “Сказанию о Мамаевом побоище”, отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действия.

Учитель: А теперь ребята откроем конверт № 2 и выполним задание на сложение пазлов.

Учитель:

Сегодня на уроке мы обзорно прошлись по жизненным ступеням подвигам преподобного Сергия Радонежского.

На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнем,  уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей. Именно Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учебе.

Учитель: Сегодня мы проделали большую работу и узнали для себя много нового. А самое главное, это то, что мы нашли ещё одно подтверждение тому, что борьба добра со злом была во все времена. И что добро неизменно одерживает победу над злом. Просто надо верить. Верой укрепляется душа человека, его внутренние силы растут, и он готов справляться с любыми трудностями.
Урок закончен. Спасибо за внимание.

Список  используемых источников

  1. Задачи, способствующие достижению цели. http://lib.convdocs.org/docs/index-251611.html?page=2
  2. Использование инновационных технологий на уроках по основам православной культуры. http://nsportal.ru/node/981967
  3. Технология использования интерактивной доски. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/ispolzovanie-interaktivnoi-doski-na-uroke
  4. Проблемно-диалогические методы обучения в образовательной системе «Школа 2100». http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/metody-problemno-dialogicheskoy-tehnologii-v-obrazovatelnoy-sisteme
  5. Данилюк А.Я.,  Кондаков  А.М.,  Тишков  В.А.  Концепция  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России  в  сфере  общего  образования:  проект.  Рос.  акад.  Образования.  М.:  Просвещение,    2. Дереклеева  Н.И.  Справочник  классного  руководителя  начальной  школы.  1—4  кл.:  методич.  пособие  для  кл.  рук.  М.:  ВАКО,  2005.
  6. Соколова И.И.  Формирование  ценностных  ориентаций  личности  младшего  школьника  //  Начальная  школа.  —
  7. Федеральный государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования:  текст  с  изм.  и  доп.  на  2011  г.  /  М-во  образования  и  науки  Рос.  Федерации.  М.:  Просвещение,
  8. Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. –М.: Просвещение 2000

Кравец С. А.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.