Обобщение педагогического опыта

“Красота спасет мир”, – сказал Фёдор Михайлович Достоевский. Вспомним, что в основе зарождения России как государства лежит красота. Посланники князя Владимира были потрясены и покорены красотой православного богослужения в Византии, что предопределило ход истории и становления нашего Отечества. Не раз, стоя на краю пропасти, Россия спасалась, обращаясь к красоте своей культуры. В многочисленных войнах люди не утрачивали человечности и высших идеалов, хранимых в нашем Отечестве.

 (на слайде 2) Цель: Дать представление о важнейших духовных ориентирах и ценностях русской культуры: православии –  как идее и Христе Спасителе – как идеале русского народа.

(на слайде 3)  Задачи:

  1. Формировать представление об «общечеловеческих» ценностях, вечных идеалах Истины, Добра и Красоты, Жизни, Любви.
  2. Воспитание чувства любви к Родине, уважения к традициям, культуре народа.
  3. Знакомить со святынями православной культуры России и Кубани.
  4. Разнообразить формы проведения занятий, стимулируя познавательную деятельность учащихся.
  5. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Практика показывает, что с первых  уроков дети с пониманием, и интересом относятся к  предмету. Кроме того, выяснилось, что ряд детей из класса посещают воскресную школу, и тема курса для них не нова и вызывает интерес.Обобщение педагогического опыта

(На слайде 4) Преподавание  кружков (1-3 кл) и факультативов (5-8 кл) ОПК  ведется по учебнику и программе составленной Бородиной А. В.. Преподавание ОРКСЭ в 4-классах ведется по учебнику: А.В.Кураев «Основы православной культуры», 4-5 класс. Москва «Просвещение», 2011.

(На слайде 5) Формы организации учебного процесса.

(На слайде 6) Методы работы.

Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Безоценочная система позволяет детям  не опасаясь получить плохую отметку  высказывать свое мнение, задавать вопросы, заниматься творчеством.

По требованиям ФГОС учащиеся  необходимо подвести, подготовить к тому, чтобы они сами назвали тему урока, занятия. Это можно делать просмотром видеоролика, аудиозаписей,  фотографий, рисунков или в различных кроссвордах. (На слайде 7-8)

На уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Формирование нравственности и ценностных ориентаций учащихся на примере различных заданий  (На слайде 9-14).

Уроки очень часто проходят в форме диалога, беседы.

(На слайде 15-16 ) Объяснение сложных понятий лучше давать в образном сравнении на более простых вещах. Как, например грех в душе, как червь в яблоке и т. д.

На уроках дети с интересом усваивают материал, принимают активное участие в них, выполняют творческие работы. (На слайде 17-19)

(На слайде 20-22 ) Одна из главных задач курса – это формирование чувства патриотизма и любви к своей Родине. Корень этих чувств лежит в познании   своей государствообразующей  культуры. Без понимания ее  мировоззрения, без знания ее ценностей трудно понять,  что двигало людьми совершать великие дела и подвиги во славу Отечества в нашей истории.

На слайде Особенно большое действие на ребят производит рассказы о подвигах на войне, в исповедании веры, делах милосердия наших современников или  близких по времени к нам людей. Вдохновляют примеры подвига Евгения Родионова, подвиг 6 роты псковских десантников, или дела милосердия капитана хоккейной команды Иван Ткаченко и многие, многие другие примеры… Дети охотно просматривают фильмы или готовят сами доклады о таких людях.

Темы уроков ОПК и ОРКСЭ практически всегда вызывают множество вопросов у ребят. В рамках урока на все вопросы ответить невозможно. Учащихся можно заинтересовать поискать ответы на их вопросы  просмотром соответствующих фильмов или чтением книг.

(На слайде 23 ) Вовлечение в мир православной культуры, способствованию более полного и лучшего понимания может служить чтение православной литературы. Несмотря на развитие телевидения, интернета,  всевозможных мобильных устройств у многих ребят имеется тяга к чтению книг. К сожалению, благодаря всеобщей доступности им часто попадают книги, несущие псевдоценности, чуждое мировоззрение или имеющие   откровенно оккультный характер.

Здесь можно противопоставить книги наших современных православных авторов, пишущих увлекательно и познавательно о современных проблемах. Можно обратить внимание на книги таких авторов как Вознесенская Ю. Н., Протоиерей Александр Торик. На многие их современные книги есть аудиоверсии или даже аудиоспектакли.

(слайд 24) Выводы, сделанные в процессе преподавания курса:

  1. Необходимо личностное воспитание.

Каждый урок – это встреча личностей ребенка и учителя. Без взаимного доверия,  без любви и терпения ничего не получится. Главное – то, что дети должны видеть в своем учителе человека, а не лектора или ментора.

  1. Содержание материала должно быть интересно детям.
  2. Необходимо учитывать возраст детей и особенности восприятия ими учебного материала.

Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее,  дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.

Практика показывает, что ценности нашей традиционной культуры, приобретенные на уроках ОПК, дети несут  и в свои семьи. Родители знакомятся ближе с православной культурой  через своих детей.

Наша страна уникальна не только своим географическим положением и богата полезными ископаемыми. Настоящее богатство  – это ее самобытное высочайшего уровня культурное пространство, впитавшее лучшие достижения мировых культур.

России нужно лишь раскрыть свои культурные кладовые и в первую очередь самой оценить их красоту. Ведь культурный потенциал огромен. И Россия здесь еще не сказала своего слова.

Россия может стать тем островом, щитом по защите и отстаиванию традиционных ценностей и высших гуманистических идеалов для становления настоящего человека.

Презентация опыт урок ОПК СОШ 17
скачать

Кравец С. А.

 

Author: adm_opk

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.