Провал мультикультурализма

Последние события во Франции и других странах Западной Европы показывают провал политики мультикультурализма за последние десятки лет. Все это является следствием более глубоких причин поразивших европейское и отчасти наше общество.

Для того чтобы лечить болезнь нужно вначале поставить правильный диагноз, а затем выявить причины их породившие. Только тогда можно рассчитывать на излечение или успешное противоборство с ней.

Рассмотрим, почему же случился  кризис мультикультурализма. Определение  Мульти­куль­ту­ра­ли́зма гласит, что это  политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Европейский мультикультурализм предполагал включение в ее культурное поле  иммигрантов из стран «третьего мира», то есть, концепция своеобразной «салатницы» или «мозаики» разных культур, которые должны были признавать и поддерживать все современные европейские ценности. Как показывают последние события этого не случилось. Европейские лидеры вынуждены признавать провал этой идеи.

Чтобы понять, почему мозаика не сложилась нужно рассмотреть способы ее реализации.

Каким способом это реализовывалось? Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Обратим внимание на эти слова: толерантность и массовая культура.

Обвинить человека сегодня в том, что он противник толерантности это все равно, что признать его либо безумцем, либо врагом. Невольно возникают ассоциации  с другим страшным вопросом  в нашей недавней истории, повергающим в шок и трепет вопрошаемого: Так ты против советской власти?! Далее известно лагерь или расстрел…

Дело в том, что понятие толерантности на Западе и в России несколько различно. Мы все привыкли понимать  толерантность как терпимость. Но в отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. Готовность принимать или просто терпеть вещи совершенно разные. Например, в проходящем гей-параде, граждане должны с готовностью принимать в нем участие, хотя бы в качестве зрителей, выражающих полный восторг от этого шествия. Если вы  этого не можете сделать, то, увы, вы не толерантны.

Провал мультикультурализмаПолитика двойных стандартов не обошла и толерантность. В первую очередь терпимо (толерантно) к эмигрантам должны  относиться сами коренные жители Европы. Приезжающим со стран третьего мира давалось послабление. Пусть пока, дескать, освоятся, впитают лучшие европейские ценности… Возникло неравноправие, неравенство перед законом. Коренные жители оказывались в более невыигрышном положении по сравнению с прибывающими «новыми европейцами». Это тоже сыграло не последнюю роль в возникновении отрицательных взаимоотношений эмигрантов  со старыми жителями Европы.

О массовой культуре.

Наиболее  точное из весьма многочисленных определений культуры гласит, что культура – это продукт созидательной деятельности человека, то есть все, что сделано человеком и служит на пользу ему. А то, что человеку приносит вред, разрушает или уничтожает, неважно как, физически  или духовно, –  не может являться культурой.  Буквальный же перевод слова «культура» связан с земледелием и означает возделывание,  позднее — воспитание, образование, развитие, почитание.
Теперь представьте, что поле, где бережно взращивались ценные растения, в которых вложен труд многих поколений, взяли  и перепахали со всем, что там было. Почему? Хлопотно. А, главное, затратно.  Прибыли мало, или вовсе нет. Куда проще засеять поле новыми растениями, скрестить их с сорняками, залить гербицидами, накачать стимуляторами. Главное, чтобы давали они урожая много и быстро. Поменьше вложений и больше прибыли. И не важно, что продукт неполезен, скрещен может быть с пауками, а иногда вообще представляет собой откровенный яд. Все равно доказать его вредность почти невозможно. Вложены деньги, товару внешне придан лоск, он разрекламирован  (грамотно навязан через СМИ), продается.

Массовая культура сильно коммерциализирована. Бизнесу нужны быстрые деньги. При созидании высокого, доброго, вечного это невозможно. Поэтому такие ростки, которые пробиваются на этом поле, в лучшем случае прозябают. А в худшем – затаптываются и уничтожаются.

Массовая культура производит и распространяет духовные и материальные ценности для массового потребителя с “усредненным” уровнем развития. Это, конечно же, приводит к снижению уровня культурных ценностей. Вектор ее духовного и нравственного развития, при неконтролируемом уровне коммерциализации, направлен неизбежно вниз. Деградация касается не только тех, кому она предназначена, но и тех, кто эту культуру для масс производит: продюсеров, писателей, артистов и т. д.  Это легко заметить, если сравнить продукцию массовой культуры сегодняшней и 20, 30 и 40-летней давности. Если вначале массовая культура находилась под влиянием ценностей и идеалов фундаментальной культуры, то после все стремительней она отказывалась от них.

Особенно заметен откат назад в киноиндустрии.  В литературе, кинематографе становиться преобладающим тип языческого героя-сверхчеловека. Главный герой языческого типа произведения входит и выходит из него не изменяясь. Каким был, таким и остался.  Внутренняя работа человека, его нравственное и духовное становление, преображение становятся неважны. А это характерно лишь для христианского типа произведений.

Главный критерий теперь это «крутость», то есть как быстро и со сколькими врагами он расправиться за единицу киновремени (современные блокбастеры, детективные сериалы и т.д.).

Уровень жестокости и насилия повышается не только в продукции массовой культуры, но также и обществе. Появление таких людей или точнее нелюдей как Брейвик   и им подобных,  которые убивают ради забавы, ради того чтобы почувствовать себя сверхчеловеком, богом или просто из-за глубокой ненависти к себе подобным,   является прямым следствием усиливающегося год от года потока жестокости и прочей жути через СМИ и интернет.

Массовая культура превратилась в мощный инструмент по формированию новых моральных норм и ценностей.

Появление человека потребляющего без всякой разумности и необходимости можно также назвать человеком развлекающимся. Потому что и потребляет он для развлечения. Этому человеку чужды такие понятия и ценности как патриотизм, жертвенность, честь, долг, совесть,  ответственность перед кем-либо. «Человеку развлекающемуся» не нужна семья, где эти ценности формируются,  да и вообще все то, что  мешает жить для себя и в свое удовольствие.  Он пребывает в вечном поиске новых наслаждений, потакая своим страстям и похотям. Воина-защитника с такого человека явно не получиться.

Небывалого расцвета достигает индустрия видеоигр, прибыли коих уже превосходят сборы популярных кинофильмов.

Новые ценности

Основной темой летней сессии 24-ой Парламентской Ассамблеи Совета Европы, проходящей с 24 по 28 июня 2013 г., стал вопрос: «Борьба против дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности».

Новый этап сексуальной революции заставляет многие государства быть прогрессивней в становлении новых ценностей. Некоторые страны настолько прогрессивны, что в рамках политкорректности отменили полностью или частично слова «мать» и «отец», заменив их безликими «родитель 1»  и «родитель 2» (Франция, Швеция, частично США). В 7 из 12 стран Евросоюз легализованы однополые браки.

В нашем «непрогрессивном обществе» большинство не знают (а если узнают – не поверят), что же такое гендерная идентичность. Это когда индивид… нет, человеческое существо  вправе определять само принадлежность к тому или иному полу. А полов оказывается не два, а не менее пяти! Поломать естественные человеческие представления, которые для верующих заложены Богом, для атеистов природой, – не так просто. Одной пропаганды здесь недостаточно.  И, чтобы это сделать,  соответствующее воспитание внедряется с детских садов, например в таких странах как Швеция, Норвегия, где нет ни мальчиков, ни девочек, всех их называют словом  «друзья» или просто «оно» (hen). В России  это называется пропагандой гомосексуализма и запрещено законом, принятым государственной думой в июне 2013 года.

Возникает вопрос: а что же дальше? Ведь совсем недавно в той же Европе многое из того что считалось раньше отклонением или пороком сегодня выдается за норму. А что может тогда все пороки разрешить? Человек же не виноват, что его тянет к детям (в Голандии партия «Милосердие, свобода и разнообразие» PNVD отстаивает права педофилов). Может теперь убийце предоставить возможность убивать, насильнику – насиловать и  каждому вору возможность украсть?

Но так ли новы эти ценности, провозглашаемые сегодня как достижение высокоразвитого демократического общества? Интересны исследования малоизвестного нашего соотечественника ученого-социолога  Питирима Сорокина. На основе проведенных колоссальных  исследований развития и падения различных цивилизаций в разные исторические периоды,  он еще за 12 лет предсказал появление в Америке и Европе сексуальной революции, и её грядущие последствия.  Его книга «Американская сексуальная революция» была издана в 1956 году. Ученый  показал, что падение культуры, нравственная  распущенность привели к краху таких цивилизаций как греческой, римской, ранее  персидской, вавилонской, эпохи Птолемеев в Египте и еще некоторых других. Приведем некоторые его высказывания.

«Поскольку беспорядочная сексуальная жизнь подрывает физическое и психическое здоровье, мораль и творческие возможности ее приверженцев, то такое же воздействие она оказывает на общество, значительную часть которого составляют развратные люди. И чем больше их число и чем более развратно поведение, тем тяжелее последствия этого для всего общества. И если сексуальные анархисты составляют значительную часть его членов, то в конце концов они разрушают само общество».

«Общество все больше приближается к состоянию моральной анархии, когда каждый считает себя законодателем и судьей, имеющим право извращать нравственные и юридические нормы, как ему заблагорассудится. Общество с такими ослабленными моральными устоями теряет внутреннюю солидарность и гражданские добродетели, необходимые для его благополучия. Его внутренний покой все больше нарушается беспорядками и мятежами, его безопасность постоянно подрывается грубой силой преступности».

Сто лет назад немецкий философ и эстетик Освальд Шпенглер в своей книге «Закат Европы» писал, что цивилизация, не способная создавать новое, занимается переоценкой культурных ценностей; она способствует эклектизму в искусстве, релятивизму в философии, тактике насилия в политике и возникновению тоталитарных режимов в государственном устройстве.

Одно тянет за собой другое. Пересмотр моральных норм отражается и на попрании норм международного права. Все чаще происходит вмешательство во внутренние дела других государств, высокомерное поучение как им жить, вооруженные вторжения и цветные революции (Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия, Украина и т. д.).

Итак, что предлагает  европейская мультикультура. Это слияние всех наций в одну, уничтожение национальных различий, отрыв от корней, традиций обычаев и от всего того, что породило европейскую культуру. Иными словами разрушается прежний уклад жизни общества.

Новая Европа стремительно отказывается от наследия христианской культуры, именно того фундамента на котором она состоялась. Патриарх Алексий II это высказал так: «Любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека – важнейшая политическая идея Европы, – возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни».

Все происходит  по принципу «мы старый мир разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим..».  В России это уже проходили. Последствия печальны: Гражданская война, голод, террор, лагеря.

Иммигранты не хотят вписываться в этот новый мир Европы. Пока еще доминирующая культура не может ничего предложить им лучшего. Она  ничем не способна их обогатить. Напротив,  происходит обособление по этническому и главное религиозному признаку. Новые ценности входят в острое противоречие с традиционными представлениями жителей юга, большинство из которых исповедуют ислам. Например, мигранты более преданы семейным ценностям, чем европейцы.  Для них этот мир враждебен. Естественно, в условиях взаимного пренебрежения, если не сказать презрения, ни о каком диалоге культур речи быть не может. Высшие достижения любой культуры становились возможны вследствие диалога культур, когда воспринимались лучшие достижения соседних культур или бывших прежде (эпоха Возрождения). Только тогда созидались новые шедевры и достижения в архитектуре, живописи, науки, литературе, музыке.

На  противоречиях  набирает силу радикальный ислам, который выражается в протестах, погромах, террористических акциях. Из-за демографических проблем в будущем Европу может постигнуть «историческое возмездие». Народы, когда-то покоренных европейцами колоний могут заменить коренных ее жителей.

Список используемых источников
1. Толерантность и межконфессиональный диалог. Л.М. Дробижева, Е.М. Арутюнова, А.В. Логинов, М.М. Мчедлова, С.В. Рыжова, А.Г. Шевченко, Е.Ю. Щеголькова (Часть раздела “Толерантность – ресурс конструктивного межэтнического и межконфессионального диалога”. Опубликовано в: Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска / под ред. Ю.П. Зинченко и А.В. Логинова. -М.: “Наука”, 2011. с. 203-254)
2. Мусульмане на Западе. Сб. статей. Отв. ред. Р.Г. Ланда. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М.: 2002.
3. Мусульмане Европы: прогрессирующий фактор страха. Анастасия
4. Понамарева. Православный родительский комитет Вольногорска.
5. Вселенский характер русской государственности. Архимандрит Константин Зайцев
6. Русские. Андрей Борцев.

Author: adm_opk

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.