Святой заступник Руси – Сергий Радонежский

Одна из главных задач курса – это формирование чувства патриотизма и любви к своей Родине. Корень этих чувств лежит в познании   своей государствообразующей  культуры. Без понимания ее  мировоззрения, без знания ее ценностей трудно понять, что двигало людьми совершать великие дела и подвиги во славу Отечества в нашей истории. 

Урок основ православной культуры должен быть проблемным и диалоговым. Духовно-нравственное воспитание требует более тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков; использования мультимедийной продукции, красочного иллюстративного материала и  фрагментов музыкальных произведений.

На уроке применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

По требованиям ФГОС учащиеся должны быть подведены учителем так, чтобы они сами называли  тему урока, занятия. Можно это делать в различных кроссвордах, показом видеоролика, фотографий, рисунков,  прослушиванием аудио и т. д.

 Урок

Святой заступник Руси – Сергий Радонежский

Цели:

 Метапредметная: познакомить с житием Преподобного Сергия Радонежского; заложить интерес к изучению истории своей страны и православной культуры, научить применению полученных знаний в курсе изучения общеобразовательных предметов.

Личностная: через обсуждение и анализ текста заложить в сознание детей  добродетель как основу морально-нравственного поведения, способствовать формированию любви и внимательного отношения к окружающим людям и пространству;

Коммуникативная: способствовать развитию мыслительных процессов через речевую деятельность и анализ текста жития святого;

Регулятивная: в процессе совместной деятельности учителя и учащихся способствовать приобщению к морально-нравственным ценностям, стремиться к саморегуляции поведения и  самоанализу своих действий и поступков с точки зрения духовного развития личности ребенка младшего школьного возраста.

 Оформление:

– презентация «Сергий Радонежский»

Оборудование:

  • Электронная доска, компьютер
  • У детей: схемы для заполнения.

План проведения:

  1. Организационный момент:
  • приветствие гимнастика мозга (поможем себе настроится на работу,

На экране вопрос детям:

Что нужно сделать, чтобы стать настоящим защитником Родины? (слайд 1)
Дети отвечают.
Учитель отмечает, что для этого нужна большая сила воли. Святой заступник Руси - Сергий Радонежский

А каким человеком нужно быть, чтобы стать её Заступником на все времена? (слайд 2). Обсуждение.
Объявляется тема урока: Святой заступник Руси – Сергий Радонежский (слайд 3)

В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Учитель:  Но прежде чем  подробно узнаем о нем мы пополним наш словарик. (на экране слайд 4). На столах дети открывают конверт № 1. Выполняют задание. Проверка задания на экране.
(Слайд 5) Учитель: Как вы думаете, ребята, легко ли жить в глухом лесу одному человеку?   Терпеть голод, холод? И так долгие годы, при этом беспрерывно служа Богу. Дети отвечают.

Учитель рассказывает, как Сергий поселился один в лесу.
(Слайд6)  Учитель: Как вы думаете, что позволяло Сергию выдерживать такие испытания? Учащиеся отвечают.

Учитель отмечает, что для совершения подвига необходима великая сила духа. А для их множества величайшая.

Учитель: Со временем Терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.(слайд 7).
Учитель рассказывает о подвигах Сергия Радонежского (слайд 9-15)
Трудолюбие
. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, плотничал.

 Смирение. Святой всегда носил ветхую и простую одежду, так что многие не узнавали его и считали за простого инока.

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!»

Святой всегда носил ветхую и простую одежду, так что многие не узнавали его и считали за простого инока.

Чудотворение. Еще при жизни удостоившись дара чудотворений, игумен Радонежский воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал сына умершим.
Милосердие. Он бескорыстно привечал странников, ухаживал за больными, помогал нищим и обиженным.
Патриотизм (любовь к Родине). Просмотр видеоролика. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и, согласно “Сказанию о Мамаевом побоище”, отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действия.

Учитель: А теперь ребята откроем конверт № 2 и выполним задание на сложение пазлов.

Учитель:

Сегодня на уроке мы обзорно прошлись по жизненным ступеням подвигам преподобного Сергия Радонежского.

На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнем,  уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей. Именно Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учебе.

Учитель: Сегодня мы проделали большую работу и узнали для себя много нового. А самое главное, это то, что мы нашли ещё одно подтверждение тому, что борьба добра со злом была во все времена. И что добро неизменно одерживает победу над злом. Просто надо верить. Верой укрепляется душа человека, его внутренние силы растут, и он готов справляться с любыми трудностями.
Урок закончен. Спасибо за внимание.

Презентация урока в форматеMicrosoft PowerPoin

скачать

Архив с дополнениями и презентацией для интерактивной доски

скачать

Author: adm_opk

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.