Святые места России

По Святым местам России

В конце июля состоялась паломническая поездка по святым местам России  учителей по Основам Православной культуры Краснодарского края.

Группа из 46 педагогов в сопровождении  врача и руководителя с его заместителем отправилась 21 июля на автобусе из Краснодара.

Почти двое суток через всю Россию с ее непередаваемой красоты просторами, природой наш автобус все дальше и дальше устремлялся на север нашей страны. Короткие остановки с небольшой передышкой, меняющаяся природа с переходом от лиственного леса к хвойному, приближали нас к целям нашего путешествия.

По православным местам Санкт-Петербурга

23 июля прибыли в первую точку паломнического маршрута: город святого апостола Петра – Санкт-Петербург. По рассказу встретившего нас экскурсовода ангелами-хранителями  города являются святой апостол Пётр,  святой благоверный князь Александр Невский, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения Петербургская.

Первыми посетили часовню Блаженной Ксении, расположенной в глубине старого Смоленского кладбища. Умиротворенность и особая какая-то глубокая тишина присутствует в этом месте,  несмотря на то, что здесь всегда много людей приходят к святой Ксеньюшке приложится к ее могилке, попросить помощи в своих нуждах.

После отправились в Ставропигиальный женский монастырь к мощам святого отца Иоанна Кронштадтского.

Обед и размещение в гостинице «Юность», и вновь по святым местам Петербурга. Посещение известного своей грандиозностью  Казанского собора, в котором находится чудотворная Казанская икона Божией матери. Особое украшение Петербурга это конечно Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, где нам тоже удалось побывать.  За сравнительно короткое время мы познакомились с удивительными местами, узнав их историю и роль судьбе города на Ниве.

О, дивный остров Валаам!

Рано утром 24 июля мы покидаем город Санкт-Петербург и двигаемся дальше к главной цели нашего паломнического пути – на Валаам!

В звучании  слова «Валаам» есть что-то загадочное и таинственное, манящее и зовущее, обладающие некой большой притягательной силой для всех кто когда-либо слышал о святом месте, называющем этим словом.

Город Приозёрск на берегу Ладожского озера встретил хмурым пасмурным небом. При такой погоде мы на теплоходе «Валаамский Паломник» отправляемся на север Ладоги к острову Валаам. Путь по озеру не близкий – три с половиной часа. Учителя-паломники в радостном ожидании проводили время на открытой палубе, любуясь играющими на вышедшем солнышке черно-фиолетовыми водами Ладожского озера. Небо все более прояснялось. Наконец показался заветный остров с блеснувшей вдали колокольней монастыря.

Восхитительный вид острова с отвесными и пологими скалами, покрытыми самым разным лесом превзошел все наши ожидания. Незабываемый вход на теплоходе в монастырскую бухту с встречающим каждого паломника Храмом Святого Николая Чудотворца. Только вступив на землю освященную молитвами многих святых подвижников, нас окропило буквально несколькими каплями невесть откуда взявшего дождика при почти ясном солнечном небе.

Представители паломнической службы Ксения и Ольга повели нас к монастырской гостинице в которой селились когда-то  художники  Н.И. Шишкин, Ф. А. Немирович-Данченко, М. К. Клодт,  А. И. Куинджи;  писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Шмелёв;  композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные М. Н. Миклухо-Маклай, Д. И. Менделеев и многие другие.

Первое посещение началось с духовного сердца монастыря – это потрясающего своим великолепным внешним видом и внутренним убранством с красочными росписями Спасо-Преображенского собора.

После обеда в монастырской трапезной начинаем дальше знакомиться с Валаамской обителью. Пешим ходом мы добрались до  скита во имя святителя Николая Чудотворца. Скит это место где монахи проводят более уединенный (по сравнению с общежитием), скитской образ жизни. Как правило, каждый скит имеет свой устав и отдельный храм. Церковь Никольского скита расположена на маленьком острове Валаамского архипелага и далеко видна  с Ладоги. В ней очень хорошо сохранились росписи, сделанные во время расцвета монастыря.

После многие из нас поспешили на вечернюю службу в Спасо-Пребраженском храме монастыря.

Следующий день 25 июля начался  в 5 часов утра с богослужения в Спасо-Преображенском храме. Красота Валаамского богослужения способствовала особому погружению в молитву и чувствованию присутствия благодати Божией.

Впрочем, необыкновенные  ощущения Божьего  присутствия наполнена вся  эта чудная Валаамская земля. Наш экскурсовод Ольга не только показала самые сокровенные уголки Валаама, но и смогла погрузить нас в атмосферу любви и взаимопонимания царящую в Валаамской обители. Мы посетили многие монастырские скиты с различными общежительными Уставами.

Для напоминания и живой проповеди о Господе имеется здесь Воскресенский скит, гора Сион, Гефсимания, Кедронский поток,  гора Елеон, Мертвое море, река Иордан. В нижнем храме Воскресенского скита находится Кувуклия – часовня гроба Господня. Мимо алтаря и камня помазания проход ведет в Предел Ангела в боковых стенах которого имеются окошечки точно такие же, как и в Кувуклии Иерусалимской, через которые раздается Благодатный Огонь.

Поражает уникальная природа Валаамского архипелага. Такой нет нигде в местности, примыкающей к озеру.  Остров поднимается на 60 метров над уровнем Ладоги, что и придает ему такой величественный вид. Неповторимый ландшафт с южной и западной части ограниченный  гранитными скалами, уходящими глубоко под воду.  С северной и восточной части, напротив,  берега пологие, причудливо изрезанны естественными проливами, образуют множество маленьких островков. Живописные озера внутри острова.

На острове насчитывается около 450 видов растений, леса большей частью хвойные, но встречаются здесь дубовые рощи, пихтовые и лиственные аллеи, а также яблоневые сады, высаженные монахами еще в XIX веке. Все это составляет гармоничный ансамбль с постройками Валаамской обители.  Климат здесь тоже особенный. Весна из-за долгого прогрева Ладожского озера запаздывает месяц,  осень в свою очередь  из-за долгого остывания озера приходит позже на такое же время. Из-за особенностей Валаамского камня магматического происхождения, хорошо  вбирающего в себя тепло и отражающего его, на архипелаге в среднем на 35 солнечных дней больше чем в местности вокруг Ладожского озера.

История возникновения монастыря  по монастырскому преданию начинается, когда  святой Апостол Андрей Первозванный, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем – Валаама, где благословил горы на островах крестом.

Основан монастырь был еще в X веке святыми Сергием и Германом. Впервые в источниках обитель упоминается в связи с походом шведов в 1163 году, из-за чего монахи перевезли все ценности в Новгород Великий. Позднее монастырь окружается каменными стенами, однако это не спасает его обитателей от многочисленных войн. Почти каждое шведское вторжение в русские земли начиналось с захвата Валаама. Насмерть стоявшая  братия монастыря, как правило, полностью гибла при обороне обители. С 1617 года остров переходит во владение Швеции, и монастырь временно прекращает действовать.

Во избежание осквернения мощей преподобных Сергия и Германа шведами братия иссекли в скале глубокую могилу, где они до сих пор пребывают “под спудом”. В 15-16 веках монастырь становится широко известен на Руси. Его уважительно называли “Честною и великою Лаврою”, “Северным Афоном”. Из числа валаамского братства вышли знаменитые подвижники и основатели многих монастырей на Руси. Это – преподобный Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий.

Наибольшего расцвета Спасо-Преображенский Валаамский монастырь достигает в 19 веке. В военное и послевоенное время 1941-1945 годов монашеская жизнь в монастыре прервалась, и только в декабре 1989 года первые 6 иноков прибыли на остров для возрождения обители. В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. В настоящее время восстановлено двенадцать. Работы по восстановлению активно ведутся и сейчас благодаря средствам паломников и немалого числа благотворителей. Например, на средства одного богатого человека к монастырю проведен электрический кабель по дну(!) Ладожского озера длиной более 40 км. и линии электропередач по острову.  Или на средства другой богатой семьи, желающей отблагодарить, монастырь, отреставрирован храм. И таких примеров немало.

На Валаам ежегодно прибывают сотни тысяч людей, в последние годы – все больше паломников, стремящихся прикоснуться к живоносному источнику православной веры.

Издавна монахи искали место для уединения, чтобы послужить Богу. Уходили они от мира для того чтобы стяжать благодать и потом обильно отдавать её миру. Удивительное место это пример маленького рая, но только на земле, “русский Афон” – где душа человека обретает духовную радость,  мир и покой.

К братии и паломникам применимы слова Святителя Игнатия (Брянчанинова): “Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас ступенью к небу, той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая”.

О, дивный остров Валаам!

Рука Божественной судьбы

Воздвигла здесь обитель рая,

Обитель высшей чистоты,

Обитель чудную, святую,

Жилище избранных людей,

Обитель сердцу дорогую,

Обитель мира от страстей.

Впечатления от увиденного и прочувствованного переполняют каждого посещающего Валаам. Покидать остров не хотелось. Валаам покорил и пленил наши сердца навсегда. Но всему своё время. Пора в дорогу.

Задонский Рождество – Богородицкий мужской монастырь.

На обратном пути с 26 по 27 июля мы посетили Задонский монастырь. Мы посетили величественный собор Владимирской иконы Божией Матери, поражались красотой монастырской колокольни высотой 82 метра,  побывали на вечерней и утренней службе в зимнем храме Рождества Пресвятой Богородицы, приложились к святыням монастыря. Рядом с монастырем находится святой источник с храмом над ним в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Мы искупались в купальне, оборудованной возле храма.

Историю и современное состояние монастыря нам рассказал монах Алипий.

Он основан на месте явления Божией Матери Тамерлану.  В 1610 году старцами Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери.  В середине 17 века монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, за ним были закреплены земельные владения размером около гектара и крестьянская слобода Тешевка, переименованная позднее в 1779 году в город Задонск. Город уникален своим происхождением. Он возник вокруг образованных монастырей. В Задонске их было четыре. Из них восстановлено три.

Почитание Владимирской иконы Божией Матери в Задонском монастыре еще более усилилось после чудесной помощи Ее во время свирепствования холеры в 1830-1831 годах, когда грозная смерть не коснулась ни одного насельника обители, где непрестанно служились молебны перед чудотворным образом.

Задонскую обитель ждало новое прославление.  В 1769 году сюда переселился на покой, оставив Воронежскую кафедру, святитель Тихон. Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год. Здесь святитель обрел славу «Российского Златоуста». Он сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви. Здесь он самой жизнью исполнил заповедь Христа и стал отцом сирых, нищих и обездоленных.

13 августа 1783 года на 59 году своей земной жизни святитель Тихон принял блаженную кончину. После его смерти началось паломничество к гробнице Божиего угодника. В 1861 году 26 августа святитель Тихон был причислен к лику святых. Мы приложились к раке мощей святителя и чудотворца Тихона Задонского.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь это один из крупнейших духовных центров Православной России. Молитва в монастыре не прекращается ни на минуту. Как и во времена Святителя Тихона, Задонская обитель принимает всех страждущих и обремененных, стремящихся в монастырь для спасения в молитве и труде во Славу Божию.

В настоящее время монастырь продолжает восстанавливаться после выпавших на его долю испытаний 20 века. В монастыре проживает около пятисот человек, из них монашествующих – свыше ста. Из них 6 схимников –  монахов, принявших схиму высшую монашескую степень, требующую выполнения суровых аскетических правил. Двоих нам удалось увидеть.

Это последнее посещение в нашей замечательной паломнической поездке организованной администрацией Краснодарского края. Впереди дальняя дорога домой.

После посещения святых православных мест понимаешь, что именно там и находится душа России и она жива, несмотря на все нестроения, кризисы, угрозы и прочее. В этих источниках, которых множество по всей нашей необъятной Родины, сила, прежде всего духовная, и возрождение нашего Отечества.

 

Author: adm_opk

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.