Сквернословие

В современном мире нецензурная брань приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова – всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Словесная распущенность приобретает ужасающие масштабы. Cквернословие – одна из проблем речи современной молодежи.

Проблемные вопросы

Чем можно объяснить повальное распространение мата в наше время?

Согласны ли вы с тем, что нецензурная брань может вызывать зависимость?

Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Трудно ли вам обойтись без мата? [1]

Перед занятием можно провести анкетирование учащихся.

Значение слова

Сквернословие (по Толковому языку русского языка С. Ожегова) – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. и мало кто догадывается, что сквернословие, как и хамство – оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.

Издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием — от слова «скверно». В словаре В. Даля, сказано: «скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное».

Мат – неприличная, оскорбительная брань; сквернословие [1].

История возникновения

Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Этот порок – наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн разврата в честь Ваала и прочих идолов. Версия о том, что нецензурные слова достались нам от завоевателей со времен монголо-татарского ига не подтверждена историческими исследованиями.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так, называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека [1].

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову на голову своих близких.

Сила слова.

Одно из  важных отличий человека от животного, то что он обладает даром слова. И само слово «человек» имеет иное и интересное происхождение в отличное от общеизвестного, где считается  что  “человек” происходит из двух слов – чело (лоб) и окончание — век (длина жизни человека). Филолог-исследователь первой половины 19 века А. С. Шишков возводит его происхождение к  понятию “слово”: слово — словек — цловек — чловек — человек. Таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, от всего живого. Почему же именно от слова? Русский язык тесно связан с Евангелием в котором Слово — это прежде всего имя Самого Бога, Имя Христа! В первых словах Евангелия от Иоанна сказано: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин. 1:1-3). Современный филолог Василий (Фазиль) Ирзабеков в своей книге “Тайна русского слова” подчеркивает,что в русском  языке запечатлено высочайшее родство человека с Богом, с Самим Христом. А если Отец наш есть Слово, то рожденные от Него, конечно же, словеки, чловеки, человеки, сотворенные по образу и подобию Его.

И в этом смысловом значении слово «Человек» в русском языке  звучит не просто гордо,  а  воистину – божественно и сокровенно.  Слово –  это есть орудие  человеческого творчества. Люди просвещают и просвещаются словом. Достоинство высокого звания человека не должно осквернятся бранными словами. Апостол учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст наших, а только доброе…» /Еф. 4, 29/. Сквернословие же сеет тьму.

Когда человек изрыгает грязные  слова, он  оскверняет, пачкает свои уста, и также льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли – сеет зло, даже когда сам этого не понимает.

Все что произносит человек – это далеко не случайность. Все это отражение его души человека – все, что есть внутри его. В нашей культуре мат всегда считался тяжким грехом, так как любое бранное слово – это вызов, брошенный Богу. Верующие знают, что этот вызов не останется без последствий. «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:4-5). Сквернословие в православной Церкви является смертным грехом[2].

В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Богородицу (мать Иисуса Христа) и родную мать человека. Все отборные ругательства русского языка происходят от названий половых органов, блудных деяний, испражнений, нечистот. Поэтому они так резки и непристойны. А самое омерзительное, если в этот набор срамных нечистот вплетается имя твоей матери.

По народным, нравственным представлениям славян, бранящийся оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную.

По сути бранные слова являются противоположностью христианской молитве. т. е. антимолитвой. Но если в молитве человек обращается к Богу, то в скверными словами призывает демонические силы.

Матерная брань и есть выражение агрессии, угрозы. Это проклятие, которое человек насылает на того, кого он «кроет», имеет целью поразить (заклясть) врага в самое «сердце» его жизненной силы: проклинается материнство, животворящее мужское начало и все, что с ними связано.

Матерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и как ему кажется получает от них силу и жестокость. Но за такие «дары» приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности, мародерства. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.

Но сила и жестокость, полученная с помощью бранных слов, превращается в ничто, если ей противостоит воинство, стоящее за правду и призывающее Бога и святых в помощь.

Учащимся можно привести примеры самых ярких побед русского воинства. Это, конечно же по руководством выдающегося полководца А. В. Суворова. Он единственный в мире полководец не проигравший ни одного сражения. А. В. Суворов был глубоко верующим человеком и перед битвой всегда вместе со своими офицерами, солдатами просили Бога, Божью матерь, святых в помощь,  а после служили благодарственные молебны за победы.

Александр Васильевич Суворов довел воспитание своих солдат и офицеров до высшего уровня. “Воин Христов” – вот так он видел в идеале русского воина. Он писал: “Дух укрепляет в вере отеческой, православной; безверное войско учить, что перегорелое железо точить”.

Вот слова, с которыми наш великий полководец обращался к войскам перед сражениями: “Имейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего”, “Умирай за Дом Богородицы”, “Чудо-богатыри, Бог нас водит. Он нам генерал”, “Кого из нас убьют – Царство Небесное”.  А. В. Суворов всегда побеждал с меньшими силами, одолевая превосходящие силы противника. Бесстрашие и самоотверженность его войск не знали аналогов ни в то, ни в позднейшее время [4].

Также можно рассказать о непобедимом адмирале — Ф. Ф. Ушакове.  Из 43 морских сражений он ни одного не проиграл.  Под его командованием не был потерян ни один российский корабль, ни один матрос не попал в плен к врагу. Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был канонизирован в лике праведных святых и стал небесным покровителем военных моряков.

Суворовские заветы свято чтили Кутузов, Скобелев и  маршал Г. К. Жуков, всегда напутствовавший войска словами: “С Богом!”.

Издавна на Руси, после в России верующие воины значил, что черная ругань увеличивает вероятность гибели в  бою. А молитва Богу, Богородице, святым, напротив, спасают от казалось бы неминуемой смерти. И таких свидетельств от ветеранов былых войн и самых последних очень много.

Еще в старой казачьей сказке «Смерть атамана Игната» есть такой эпизод: «Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит потому, что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат да как крикнет: «Ах ты,…!» Забыл атаман, что казаку нельзя чёрными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило. В щите веры оказалась брешь — враг человеческий туда и уязвил!».

Современные подростки хотят быть сильными. Но без понятия о том, что дает  настоящую силу,  они попадают под влияние активной пропаганды псевдоценностей, нацеленной на отрыв от своих корней, традиций и веры. К примеру, подростки хотят  быть похожими на голливудских вымышленных «героев» чертыхающимися с поводом и без. Лишившись подлинного фундамента, человек слаб и в мате ищет уверенности. А признаваться в слабости нельзя. Нужно соответствовать модному сегодня культурному шаблону — это идеал самодостаточной и ни в ком и ни в чем не нуждающейся личности.  И чтобы убедить окружающих и самого себя в отсутствие слабости, люди пребегают  ко все более жесткой лексике. Но вместо получения силы человек получает ее иллюзию, а затем разрушение своей личности. Ведь настоящая сила в правде, в которой пребывает Бог. История подвигов и достижений лучших сынов Отечества это доказывают.

Влияние сквернословия на здоровье людей

Во все времена мудрость просвещенных людей и простого народа осуждала сквернословие. Об этом красноречиво говорят изречения и народные пословицы:

Матом ругаешься – с счастьем прощаешься.

От того, кто сквернословит, здоровье уходит.

Тот, кто матом посылает – своих деток убивает.

Страшный нож не за поясом, но на конце языка.

Кто матом ругается, у того лошадь спотыкается.

«Говорить нецензурными словами — это умываться грязью»

сквернословие

Еще издавна люди знали, что употребление бранных слов влияет не только на духовное состояние человека, но и отражается на его физическом здоровье. Современные исследования ученых это только подтверждают.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

Учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева  пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни [3].

Влияет мат на мужскую потенцию и женственность, на формирование бесплодия. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети существенно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан. Ребенка, который постоянно слышит сквернословие, покидает чувство стыда, а это мостик к будущей деградации. Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства.

Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются  3 такие стадии [5].

Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово   для разрядки,  ради напускной удали, или,  чтобы казаться своим в компании,  где все ругаются.  Компании, где подростки стремятся быть «крутыми», «блатными»,  где нравственность искажается до неузнаваемости и не стыдно напиться, избить слабого, обхамить взрослого или пожилого человека, украсть то,  что плохо лежит, а уж мат употребляется как вполне нормальные слова. Именно в таких компаниях зарождается преступность. Давно известно,  что преступником движет не пресловутая уголовная романтика,  а  стяжательство, жадность, желание не работая иметь средства к существованию. А полная потеря стыда и неуважение к людям помогает им оправдывать любую свою подлость, даже к тем людям,  которых они называют друзьями. Ради денег такие люди запросто поступятся своими так называемыми «воровскими принципами» и как крысы обворуют даже своих родных,  а о приятелях и говорить не приходится.

Третья стадия, человек настолько привыкает к этим словам, что ему уже не стыдно их употреблять. После человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова. 
Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известны случаи, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить [5].

В третьей стадии проявляется болезнь, которую психологи называют копролалия.  Копролалия — это психическое расстройство, которое выражается в болезненном и импульсивном желании человека произносить нецензурные слова или выражения в присутствии других людей. Копролалия является навязчивым состоянием у больного.
Проявления копролалии могут  носить как  закрытый, так  и открытый (публичный) характер. В последнем  случае нецензурная  брань намеренно делается  публичной посредством открытых  окон или в  общественных местах.

Копролалия  имеет тенденцию к  прогрессии,  по  этой  причине страдающие  данным душевно-психическим пороком со временем  становятся совершенно невыносимыми, делая при  этом невыносимой и жизнь  соседей, постоянно досаждая  им  своей  громкой  и усиливающейся раз от раза бранью на  протяжении многих  лет. 

Борьба со сквернословием

Двести-триста лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало.

Сквернословие на Руси преследовалось и примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Поскольку после крещения Руси матерные слова (которые в обыденной жизни людьми сначала не использовались) были объявлены «бесовскими» и за них строго наказывали.

Со времен царя Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Это объясняется не только скромностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. Царь Алексей Михайлович активно боролся со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других праздниках и обрядах, где оставались языческие корни. Считалось что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни.

По Соборному уложению (свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649году и действовавший почти 200 лет, до 1832 года) за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание. Применялось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругающихся матом, и тут же, на месте преступления, при всём честном народе секли розгами для всеобщего назидания.

Петр I (годы правления 1682 – 1725) придавал большое значение воспитанию. 4 февраля 1717 года он издал книгу “Юности Честное Зеркало”, где писал, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Но также Пётр I ввёл в постоянный обиход людей пьянство и курение табака, что усугубило воспитание в людях развязность и употребление «запретных» слов»

В 19 веке борьбу со сквернословием вела только церковь. Матершинников приравнивали к безбожникам и анархистам.

Матерный язык в массовости был присущ рабочим и крестьянам, которые были необразованны. В 20 веке, после 1917 года и победы власти «рабочих и крестьян», многие из тех, кто не мог выражать свои мысли нормальными словами попал во власть. Так сквернословие вошло в лексикон политических деятелей. Мат стал официальным языком тюрьмы, понятным всем её обитателям. Во время “оттепели” (60-е годы 20 века) стали появляться все новые и новые матерные частушки.

Но за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

В современной России нецензурная брань в общественных местах влечет за собой административную ответственность. Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство (статья 20.1), наказываемое штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток, это предусмотрено статьей 20.01 Административного кодекса «Мелкое хулиганство». Статья 20.01.: мелкое хулиганство – нарушение общественного порядка, выражающее неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток [6]. 

 

Анкета «Что Вы думаете о сквернословии?»

Возраст___________ Пол М Ж

  1. Как вы думаете, почему люди в своей речи употребляют мат, ругательства?____________________________________________________________

2.В вашей семье часто присутствует нецензурная брань? ______________

  1. Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани? ________

4.Если вы используете в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясните почему? ______________________________________________

  1. Как часто вы произносите эти слова? _____________________________
  2. В каких ситуациях это происходит? ____________________________________
  3. Как вы думаете, плохо это или нет? Почему? _______________________________________________________________________________
  4. Что вы чувствуете, когда произносите такие слова _________________ _______________________________________________________________
  5. Как вы думаете, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как вы произносите бранные слова? ________________________________________________________________________________
  6. Что вы чувствуете, когда при вас кто-то ругается матом? __________________________________________________________________________
  7. От кого вы чаще всего слышите бранные слова? __________________

_______________________________________________________________

12.Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?_________

  1. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________14.Что нужно сделать, чтобы вы не употребляли этих слов?________________________________________________________________________

15.Хотите ли вы, чтобы ваши будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?_________________________________________ __________________________[6]

Спасибо за откровенность!

 

Домашнее задание

Попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов. Вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, радость и в конечном итоге, счастье.

Учащимся можно предложить выучить стихотворение поэта Эдуарда Асадова «О скверном и святом»

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все-таки при чем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идет от слова “мать”,
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

 

Запомни

Чистоту души надо беречь от рождения и до смерти пуще зеницы ока.

«Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след. Оно живёт среди нас и действует на сердца наши. Ибо в слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла»

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 

 

Список источников

  1. ГАСИЛИНА Ю.Ю. О ВРЕДЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ (разработка классного часа): [сайт].  [2015]. URL: //novagroteh.ucoz.ru/load/metodicheskie_razrabotki_prepodavatelej/vospitatelnaja_rabota/gasilina_ju_ju_o_vrede_skvernoslovija_razrabotka_klassnogo_chasa/3-1-0-15 (дата обращения: 16.04.2019).
  2. В.А.Сухомлинский. Вред сквернословия): [сайт].  [2015]. URL: //www.reforef.ru/outozuc/В. А. Сухомлинский Вред сквернословияc/main.html (дата обращения: 16.04.2019).
  3. Влияние сквернословия на здоровье человека): [сайт].  [2014]. URL: //eparhia-amur.ru/publication/text/27926.html (дата обращения: 19.04.2019).
  4. Война и вера. Николай Сергеевич Леонов ): [сайт].  [2001]. URL: //www.russdom.ru/oldsayte/2001/20010602.html (дата обращения: 16.04.2019).
  5. Занятие “Наше условие – долой сквернословие” Рейнсон Людмила Валерьевна[сайт].  [2015]. URL: //urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616442/(дата обращения: 16.04.2019).
  6. Как победить сквернословие в жизни школьников. Дуброва О.О. Михадюк А.В. [сайт]. [2015]. URL: //school-science.ru/3/10/32868 (дата обращения: 16.04.2019).

По материалам сборника методических пособий “Вера”, “Надежда”, “Любовь”.

 

Подписывайтесь в группу “В контакте” “Мы против сквернословия”

//vk.com/public187745043

 

Author: adm_opk

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.