Я – УЧИТЕЛЬ

«Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа. Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию».

Константин Дмитриевича Ушинский

Представьте себе,  если учитель математики    в повседневной жизни не будет пользоваться своими умениями, а, к примеру, считать на пальцах, а учитель русского языка изъясняться языком жестов. Не правда ли абсурдная ситуация? Как вы думаете, учащиеся будут ли воспринимать таких преподавателей, даже если они грамотно проводят уроки? Ответ очевиден. Все сказанное педагогами будет напрасным и необязательным к исполнению.

Предмет основы Православной культуры предъявляет особые требования к учителю. Одних знаний здесь недостаточно. Точнее знания это дело наживное как сказал один из великих: «Хочешь узнать свой предмет досконально — начни его преподавать».

Невозможно передать любовь к своей культуре, если сам не ощущаешь себя ее частью, если не живешь её ценностями, не чувствуешь ее красоты. Это как в музыке, не имея слуха и  голоса,  пытаться  научить других ее правильному восприятию. Но в отличие от той же музыки к пониманию своей культуры можно прийти. Было бы желание. Ибо сказано «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

Современным детям приходится гораздо тяжелее, чем поколениям нас – учителей, их мам и пап, дедушек и бабушек. На их еще неокрепшие души   в бешеном темпе обрушивается информационный вал через телевидение, радио, интернет. Сменяющие друг друга бессмысленные сериалы, пошлые передачи, «сенсационные» заголовки новостей в интернете, несущие пустоту, и бесконечные соблазны виртуальной реальности: «заходи сюда», «такого ты еще не видел», «сыграй в эту игру» и т. д..

Как тут не потеряться и не  утонуть  в этом мутном потоке, представляющимся неким «прогрессом» всего и вся. Все подчинено  сиюминутной выгоде здесь и сейчас,  ценой пересмотра и забвения  традиционных ценностей в угоду игры на низменных человеческих страстях.  Так легче зарабатывать деньги в массовой культуре. Вопрос что будет потом таким бизнес-деятелям неинтересен.  В таком мире нет ничего устойчивого, все зыбко, размыто и … мрачно.  Здесь взрослым нелегко,  а детям каково?

На что опереться, где искать этот стержень, в котором есть разумное, доброе, вечное? Вопрос для человека современного общества поныне актуален и таким еще долго останется. Это вопрос выживания для всех и каждого сегодня и существования в будущем.  Где же ответы на современные вызовы? Нужно сосредоточившись посмотреть внутрь себя и вглубь истории своей страны.

Упрощенный взгляд на свою историю и пример жизни наших предков это как на что-то давно минувшее и забытое, а значит утратившее актуальность для сегодняшнего времени. Но если посмотреть с точки зрения вечности, то это мы находимся позади наших предшественников (предков).

Это они прошли впереди и ожидают нас. Они протоптали верную дорогу  и предостерегают от многих ошибок, чтобы мы не сбились с пути. Если продолжать говорит образно, то мы, плутая в дремучем лесу, наконец, через его дебри начинаем видеть правильный путь. Нужно лишь стать на него и уверенно пойти. В ином случае выбор невелик: либо окончательно заблудиться, либо погрязнуть в соседнем болоте. Гибель ждет и в том и другом случае.

Сегодня миссия любого педагога  особая и ответственность колоссальна. Так как любой учитель в большей  или меньшей степени — это воспитатель, являющийся  примером для ребят.  Для учителя основ Православной культуры ответственность еще выше.  Ведь судите сами, чему легче научить детей: счету, письму или добру? Всякий разумный человек ответит, что добру научить, конечно, сложнее.

Как донести до учащихся духовно-нравственные ценности,  чтобы они их восприняли, как научить отличать добро от зла в современном мире, как отвечать правильно и мудро на их вопросы? Как самому, в конце концов, не стать соблазном для них? И главное, как не навредить? Все эти проблемы необходимо решать современному преподавателю. Ответы здесь  и просты и сложны  одновременно — необходимо соизмерять свою жизнь с вечными Истинами, сказанными в Евангелие. Также чувствовать и понимать проблемы современных детей, чтобы ответить на  ох как непростые их вопросы. Ведь на уроке как на фронте ситуация меняется каждую секунду.

Здесь внутренне содержание учителя гораздо важнее, чем форма подачи занятий.  Потому что урок ОПК – личностно-ориентированный, в основе его – принцип диалога, отношения с учеником  не просто межсубъектные, а доверительные, искренние. Пространство диалога особенно важно и необходимо именно на этом уроке. Самое главное на таких уроках — это личность преподавателя.  Поиск оптимальных форм, методик и  приемов, для каждого учителя индивидуален. На этом пути могут быть и достижения и промахи. Главное следовать духовно-нравственным  ориентирам в своей душе. Без этого фундамента все здание, сотканное из различных форм и методик, может разрушиться.

yrk-5Сегодня учитель располагает значительным арсеналом технических средств, которые можно и нужно использовать. На своих уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Также интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Объяснительно-иллюстративный метод повышает познавательную активность учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.

Одной из главных задач курса — это формирование чувства патриотизма и любви к своей Родине. Важно именно правильное понимание этих слов, особенно в современных условиях пропаганды поверхностного  отношения к жизни.

Сегодня очень много говорится о том, что человек должен стать успешным в жизни. Но что это значит? В понятии мира потребления это значить иметь много денег, хороший дом, дорогую машину, высокооплачиваемую должность. Заметьте не работу, а именно должность.  Для достижения успеха все средства хороши. Молодые люди, например, могут свои знания употребить на создание вируса и вымогать у пострадавших деньги.

Человек при власти, не связанный духовно со своим Отечеством, непонимающий и не чувствующий своей культуры, все равно найдет лазейки для того чтобы грабить и притеснять, вверенное ему население. Что может удержать такого человека, если для него нет ничего стоящего ни перед ним, ни над ним? Никакие законы здесь не помогут.

В одном маленьком хуторке в маленьком доме без газа и других удобств живет моя первая учительница. Она более  50 лет отдала школе и ничего подобного не  имеет, и не имела.   Пенсия уходит на продукты, плату за обслуживание, а остаток она отдает своим родственникам-племянникам. Своих детей Бог ей не дал, но Он одарил ее многочисленными воспитанниками благодарными за ее труд. Если мыслить в рамках рыночного мировоззрения, то она не успешный человек. А с точки зрения Вечности? Своим жертвенным служением она  всю жизнь собирала сокровища небесные, а не земные — временные.  Сейчас при возрасте  под 90 лет она уже плохо видит, плохо передвигается, но разум сохраняет и благодарит Боженьку (!) за то, что Он ей всегда помогает.

А если взять примеры, когда солдат ценой своей жизни спасает своих товарищей, сотрудник ДПС подставляет себя под удар мчащейся машины, оттолкнув женщину; спортсмен ценой потери здоровья вытаскивает из затопленного автобуса людей и т. д.. Всех примеров не перечислить. Перед подвигами таких людей просто меркнет суета мира, живущего по системе ценностей «деньги, слава и успех».  Ведь действовали они не ради денег и наград,  а ради любви к ближнему по заповеди «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15). Поступки таких людей невозможно объяснить ничем иным кроме света Евангельских истин. Другие подходы в объяснении мотивации героических поступков этих людей  для детей могут быть аналогичны примерам из параллельного мира фентези серии «Властелина колец» – интересно, но непонятно.

Предмет основ православной культуры на сегодняшний день является главным в воспитании подрастающего поколения. По той простой причине, что ценности православия восстанавливают Образ Божий в человеке, т.е. именно они образовывают человека. Это и есть истинное значение  слова «образование». Можно быть грамотным, но необразованным человеком. А работа в министерстве образования, исходя из вышесказанного, ко многому обязывает.

Но что может сделать простой учитель в условиях почти тотального и круглосуточного потока,  направленного на размытие вообще всяких моральных и нравственных ценностей. Какая в нем мощь и сила! Это при том, что мы учителя основ православной культуры видимся с учащимися один час в неделю. Вспомним слова Александра Невского  «Не в силе Бог, а в правде!». Высшая правда может разрушить любую ложь и рассеять любой туман, какие бы силы за ними не стояли и сколько времени бы на это не тратили. Если Бог с нами, то кто против нас!

Самая большая награда для учителя это когда маска скепсиса и недоверия у некоторых учащихся сменяется на явную заинтересованность и уважение к духовным ценностям православия. А значит, есть надежда, что семена, засеянные пусть самые малые, пусть не сейчас, может и не через год, а когда-нибудь прорастут в их душах. И тогда будет торжество Правды и Истины. Ведь душа по природе христианка. Нужно всего лишь помочь ей это открыть.

Author: adm_opk

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.